Во-первых, это опасно. Похищения, нападения - это становится неотъемлемой частью не только взрослой, но, увы, и детской жизни. Да и дворов-то не стало: их сжали со всех сторон гаражи и машины. Опасно выпускать детей на улицу даже под бдительным надзором бабушки или мамы. При том, что этот надзор лишает ребенка одного из самых важных условий взросления - детского непосредственного общения. Как-то незаметно из обихода напрочь исчезли традиционные, когда-то очень любимые игры: «казаки-разбойники», лапта. Даже прыгалки, «вышибалы» и «классики» перестали быть необходимой приметой улиц весеннего города. Дело даже не в том, что играть негде и некогда. Ребята просто не умеют, не знают, как в это играть. Традиционные «бояре» и «цепи кованые» вообще канули в небытие. Любой человек, перешагнувший сорокалетний рубеж, легко назовет вам свои любимые детские игры, а вот сегодняшний первоклассник ограничится перечислением компьютерных вариантов.

Дети становятся заложниками родительских страхов и амбиций. А между тем именно в детстве закладывается фундамент всех будущих успехов и неудач. Не в смысле общественного положения и материальных благ, а в смысле самореализации, обретения счастья и душевного покоя.

Самый динамичный период жизни человека - детство. За 11-12 лет любой из нас проходит огромный путь от новорожденного до подростка. На каждом этапе этого пути мы решаем определенные задачи, испытываем трудности и радости.

Казалось бы, ребенок первого года жизни только спит, ест и плачет. Но именно в эти месяцы человек составляет мнение о том мире, в который пришел: добрый он или безразличный, надежный или опасный, теплый или пустой?

Сделав свои первые шаги, ребенок тем самым вступает в период раннего детства - от года до трех. Это совершенно особое, уникальное время, когда человек овладевает такими способностями, как ходьба, речь и мышление. Маленькие дети способны бесконечно долго повторять одно и то же движение, испытывая при этом настоящее удовольствие. Новые возможности дает целый букет впечатлений и переживаний, правда, не всегда радостных.

Только-только пошел - и вдруг больно шлепнулся, так старался - а не вышло! Объясняешь - а никто не понимает!..

Возраст от трех до шести принято называть дошкольным детством. Особенно важно в этот период совершенствовать мелкие и точные движения рук. Как доказано учеными, подобные действия напрямую связаны с развитием мозга. Складывая мозаику, нанизывая бусы, заплетая волосы кукле, играя с конструктором или просто с камешками, помогая маме лепить пельмени или собирать рассыпавшиеся спички, дошкольник закладывает фундамент будущей успешной учебы. Все эти занятия дают для развития памяти, внимания, мышления, речи гораздо больше, чем специальные уроки подготовки к школе.

Оборотной стороной новых возможностей является опасность того, что у ребенка возникает чрезмерное чувство вины. Слишком сильное, постоянное, неадекватное ощущение вины мешает проявлять самостоятельность, снижает самооценку, лишает радости жизни.

Трудным испытанием для маленького человека становится переход в разряд школьников. Резко меняется весь уклад жизни, появляются постоянные обязанности, расширяется круг общения.

Наконец, наступает последний период детства, который психологи часто называют латентным, скрытым. От 7 до 11-12 лет развитие протекает плавно, по возрастающей, без каких-либо особых кризисов. Нормально развивающегося младшего школьника отличает широта интересов: он увлекается то растениями, то музыкой, то спортом, пробует себя в самых разных областях. Счастливый возраст Тома Сойера словно специально дается самой природой перед испытаниями отрочества и юности...

Марина ФРОЛОВА, педагог гимназии №2, Раменское, Московская область