Цель - воспитание языкового чутья и активного интереса к родному языку. Кафедра акцентировала свое внимание на следующих аспектах:

1) рассматривать изучение языка в качестве средства речевого развития детей, воспитания языкового чутья и активного интереса к родному языку;

2) сделать переход от изучения языка в начальных классах к среднему звену менее скачкообразным, так чтобы учащиеся, поступив в 5 класс, оказались в большей степени подготовленными к овладению программой изучения языка, в частности его разделов по развитию связной речи;

3) обеспечить реальное единство развития речи и изучения грамматического материала.

В связи с реализацией поставленных задач встал вопрос о выборе учебника русского языка для гимназических классов начальной школы. Были проанализированы разные учебники русского языка, рекомендуемые для начальной школы. И мы выбрали учебно-методический комплект Т.Г.Рамзаевой.

Нам очень близки идеи этого автора, которая рассматривает русский язык, во-первых, как фундамент для формирования интеллектуальной, творческой, способной к преобразовательной деятельности личности, обладающей высоким уровнем национального сознания, ориентированным на общечеловеческие ценности. А во-вторых, как средство речевого развития учащихся с учетом потребностей речевой практики. Глубина проникновения в родной язык, в его понятийную базу во многом определяет степень личностной и профессиональной успешности человека.

Назначение предмета состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие учащегося. Владение языком всегда имело первостепенное значение для формирования интеллектуальной личности. Учебный комплект Т.Г.Рамзаевой представляет нам стройную систему упражнений, направленную на развитие орфографических и пунктуационных навыков. Система упражнений, предложенная с этой целью Т.Г.Рамзаевой, учит главным умениям: различать в слове позиции гласных и согласных, вычленять в морфеме орфограмму и применять орфографическое правило. Четкое вычленение звуков в слове, понимание особенностей позиции звука ведет к правильному и осознанному обозначению на письме звука буквой. Развитие фонематического слуха предполагает формирование орфографической зоркости, то есть умения находить в слове трудные места для написания, замечать расхождение между звучанием и написанием. На материале образцов художественной речи, широко представленных в комплектах Т.Г.Рамзаевой, учитель может заинтересовать своих маленьких слушателей музыкой слова, практически решая вопросы гласных и согласных звуков речи.

Привлекают наше внимание комплекты Т.Г.Рамзаевой и своей системой упражнений, направленных на формирование интонационного слуха. Эта работа связывается с изучением интонационного строя предложения. Существенное внимание уделяется смысловым отношениям в тексте, в связи с чем рассматриваются смысловые центры предложений в тексте, смысловые отношения между предложениями в повествовании.

В учебном комплекте система упражнений зовет ребенка к творчеству, исследованию, изучению поставленной проблемы.

Т.Г.Рамзаева подчеркивает, «что для школьника родной язык - это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка обучающиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника являются для него общеучебными умениями». (Т.Г.Рамзаева. Русский язык. 1-4 классы: программа для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.)

Такой подход к изучению родного языка означает, что этот учебный предмет берет на себя интегрирующие функции, которые могут быть реализованы при обучении единым приемам обработки информационного речевого материала. Интегрирующие компоненты нам видятся в следующем:

1) русский язык - литературное чтение: осмысленное чтение, эмоционально-смысловое восприятие текста, приемы запоминания, воспроизведение, трансформации, изобразительные средства языка;

2) русский язык - история - природоведение: осмысленное чтение (восприятие), операции с текстом (интерпретация, запоминание, воспроизведение, трансформации - членение, составление плана, сжатие, выборка, развертывание, работа с научными понятиями, терминами, определениями, создание собственных текстов (описательные, повествовательные, рассуждения в виде ответа на вопрос);

3) русский язык - математика - информатика: в плане осмысленного чтения, работы с терминами, установления смысловых отношений между компонентами высказывания, построения рассуждения.

Мы считаем, что Тамара Григорьевна Рамзаева - автор уникального комплекта учебников для начальной школы. Это те учебники, которые выдержали испытание временем и из года в год становятся только лучше. Хочется выразить нашу признательность автору за прекрасный учебно-методический комплект. Данный комплект окрыляет, дает силы для творчества.

Из опыта работы учителей гимназии №2 города Александрова

Владимирская область