Модернизация российского образования, совершенствование методических подходов, стремительное развитие биологической науки - все это отражается на структуре и содержании учебников. Школьный учебник должен быть современным.

За последние два года и учебники биологии приобрели «новое лицо». Новый, более компактный формат, современное оформление, возможность параллельной работы с цифровыми образовательными ресурсами - все это способствует более эффективному усвоению учебного материала.

В учебнике «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин) появился новый материал, предусмотренный стандартом: «Вещества и явления в окружающем мире», «Здоровье человека и безопасность жизни». Тема, посвященная здоровью человека, имеет выраженную практическую направленность и позволяет ученикам применять полученные знания в реальной жизни. К учебнику создано новое методическое пособие, которое содержит примерное тематическое и поурочное планирование и подробные поурочные рекомендации. Одна из особенностей данного пособия заключается в том, что в нем присутствуют конкретные указания на использование в учебном процессе мультимедийных приложений, созданных к данному учебнику.

Окончание начальной школы и переход на ступень основного общего образования - важный и сложный шаг для каждого ребенка. Облегчить переход и адаптировать учащихся 5 классов к новой системе организации процесса обучения помогают такие пособия, как «Альбом-задачник». Красочный разрезной альбом позволяет реализовать игровой компонент обучения. Творческая работа учащихся способствует повышению интереса к изучению предмета.

В 2007 году в обновленном виде и в новом формате вышел в свет учебник для 6 класса «Биология. Живой организм». В его содержании отражен один из основных принципов биологической науки - принцип взаимосвязи строения и функции. Деление текста на основной и дополнительный позволяет изучить материал за 35 и 70 часов.

В 2008 году новый облик приобрели учебники «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» и «Биология. Человек. 8 класс». Структура учебника для 7 класса ориентирована на формирование у учеников эволюционных представлений о развитии органического мира нашей планеты. При прохождении экспертизы по новой процедуре в учебник 8 класса был добавлен материал, посвященный правилам здорового образа жизни, соблюдению санитарно-гигиенических норм, оказанию первой доврачебной помощи, борьбе с вредными привычками. Приведен в соответствие с современными научными представлениями материал раздела «Высшая нервная деятельность». Все разделы учебника дополнены интересными научными и практическими сведениями.

Став более компактными, учебники не потеряли своей наглядности. Наоборот, обновление иллюстративного материала, включение многочисленных слайдов и микрофотографий значительно обогатило визуальный ряд. Красочные схемы, рисунки, слайды служат таким же необходимым источником информации, как и учебный текст.

Созданные ко всем учебникам линии компьютерные диски помогают усвоить новое, повторить изученное ранее, проверить свои знания и умения. Работа в виртуальных лабораториях способствует приобретению учащимися различных практических навыков. Видеофрагменты и анимации биологических процессов, интерактивные задания, лабораторные работы и множество других компонентов помогут ученикам лучше разобраться в предмете.

В учебниках 6-8 классов после каждой темы присутствуют ссылки на ресурсы Интернета, где учащиеся могут найти дополнительный материал по изученной теме. Подобный подход значительно расширяет образовательное пространство. Кроме того, в рубрике «Проверь свои знания» появились ссылки на выполнение заданий в «Рабочих тетрадях» и «Тестовых заданиях».

К новому учебному году издательство подготовило сборник программ для общеобразовательных учреждений. Особенностью данного сборника является включение в него 35-часовой программы для изучения биологии в 6 классе, программ для изучения биологии на базовом уровне, рассчитанных не только на 70, но и на 105 часов, и программ для углубленного изучения биологии в основной школе.

Инна МОРЗУНОВА, заведующая редакцией биологии издательства «Дрофа»

По УМК издательства «Дрофа» много лет работают школьные учителя во всех регионах России. Опыт многих из них издательство уже опубликовало в своих сериях «Мастер-класс» и «Современный урок». Это книги, собравшие лучшие разработки уроков, секреты профессионального мастерства и творчества учителей, выбравших именно эти учебники. И вот еще одна новая разработка. Ее автор - Родионова Римма Владимировна, учитель высшей категории средней общеобразовательной школы №297 г. Москвы, почетный работник общего образования.

Тема урока: «Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя».

Класс: 9.

Учебник: Биология. Общие закономерности. 9 класс (авторы С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин).

Цель урока: сформировать понятие о независимом наследовании признаков как основе генотипического и фенотипического разнообразия.

Задачи урока

Образовательные:

Расширить знания о генетических законах наследования признаков.

Сформировать представление о независимом наследовании признаков.

Развивающие:

Развивать умения:

- работы с объектами исследования;

- определять генотипы;

- определять фенотипы;

- работы с учебником;

- обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

Формировать бережное отношение к окружающей среде и своему здоровью.

Развивать любознательность, стремление к знаниям.

Оборудование: таблица «Дигибридное скрещивание»; пирамидки, гранью которых является равносторонний треугольник с длиной стороны 3 см (по две пирамидки на каждого учащегося).

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, выявление отсутствующих учащихся и причин отсутствия, создание рабочего настроя в классе.

2. Повторение ранее изученного материала

Фронтальный опрос по вопросам:

1. Почему одни признаки проявляются в первом поколении, а другие нет?

2. Сформулируйте закон единообразия гибридов первого поколения.

3. Сформулируйте закон расщепления признаков.

4. Сформулируйте закон чистоты гамет.

5. Какие организмы называют гомозиготными?

6. Какие организмы называют гетерозиготными?

Проводится корректирование ответов.

3. Изучение нового материала

Изучение нового материала происходит с помощью интерактивной игры «Гибридизация за партой».

В игре с помощью простейших средств наглядно воспроизводятся закономерности, открытые Г.Менделем, и абстрактные представления получают экспериментальные доказательства при участии всех учеников класса.

Полученные в эксперименте результаты позволяют ответить на важные вопросы:

Почему мы разные?

Как поддерживается биоразнообразие?

Как в генетике проявляют себя законы вероятности?

Есть ли принципиальные различия между генетическими процессами у гороха и у человека?

В игре предлагается проанализировать результаты расщепления признаков по генотипу и фенотипу во втором поколении, полученном от скрещивания дигибридов между собой.

Дигибридным скрещиванием называют такое скрещивание, при котором исследователи наблюдают за характером наследования двух пар альтернативных признаков. В данном случае исследуется наследование окраски и формы семян у гороха. Введем обозначения аллелей двух генов. Окраска: А - желтая, а - зеленая; форма В - гладкая, в - морщинистая.

Гены находятся в разных хромосомах и наследуются независимо друг от друга. Доминирование аллелей А и В полное.

Р ААВВ ґ аавв

Ї

F1 АаВв

G (F1) АВ; Ав; аВ; ав

Грани пирамидки соответствуют гаметам, формируемым гибридами F1- АВ, Ав, аВ, ав.

Порядок игры. Каждый ученик класса подбрасывает две пирамидки 30 раз. Одна из пирамидок соответствует гаметам мужского организма, другая - женского. Сочетания аллелей, выпавших на нижней стороне пирамидки, каждый учащийся записывает в таблицу 1 и в соответствии с полученными результатами заполняет разделы «генотип» и «фенотип». Далее материалы таблицы 1 перекомпоновывают в таблицы 2 и 3.

Результаты сочетаний, полученных всеми участниками игры, суммирует один ученик.

Примечание: чем больше выбрасываний проделает каждый ученик, тем точнее результат.

Обсуждение полученных результатов.

При подведении итогов ученики формулируют собственные выводы на основе полученных результатов и убеждаются в вероятностной природе законов Менделя.

Работа с рисунком 96 на с. 183 учебника.

4. Закрепление

Вопросы для обсуждения:

1. Каково соотношение фенотипических классов, соответствует ли оно ожидаемому соотношению 9 : 3 : 3 : 1?

2. Соответствует ли соотношение желтых и зеленых семян 3 : 1?

3. Соответствует ли соотношение гладких и морщинистых семян 3 : 1?

4. Каково цитологическое объяснение выявленных соотношений?

5. Почему полученные результаты не точно совпадают с результатами опытов Менделя?

6. Определить тип многоугольника, который может быть использован для решения задачи о расщеплении в F2 при тригибридном скрещивании.

5. Задание на дом

1. Материал на с. 180 - 184 учебника. (Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.)

2. Решить задачу.

Чистопородного черного кролика с длинной шерстью скрестили с белой гладкошерстной крольчихой. Определите генотипы и фенотипы потомства первого и второго поколений, если известно, что черная окраска и длинная шерсть - доминантные признаки.