Статфакт

Сегодня вузы Югры реализуют программы бакалавриата по 15 направлениям, в перспективе такая подготовка будет идти по 27 направлениям.

Высшие учебные заведения округа в целом ведут подготовку по 72 специальностям.

Задачи, стоящие перед высшим профессиональным образованием Югры:

1. Увеличение исследовательской компоненты в образовательном процессе.

2. Реализация уровневой подготовки студентов.

3. Государственный заказ на подготовку кадров.

- Сергей Иванович, как менялась специфика подготовки специалистов на протяжении всех этих лет, какой вы видите перспективу развития вуза сегодня?

- В далеком 1988 году филиал начинался всего с трех специальностей. Нижневартовску нужны были учителя начальной школы, математики и русского языка. 23 октября 1992 года был основан Нижневартовский педагогический институт. С 1992 по 2000 год постепенно открылись все специальности педагогического профиля, в 1995 году - университетская специальность «культурология». Затем началась подготовка студентов по специальностям «экология», «связи с общественностью», «информационные системы и технологии», «социальная работа», «социально-культурный сервис и туризм», «декоративно-прикладное искусство», «программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «документоведение и документационное обеспечение управления», «география». В 2005 году после очередной комплексной оценки вуз получил статус государственного гуманитарного университета. В последние три года мы перевели педагогические специальности на систему бакалавриата и открыли новые специальности в соответствии со статусом вуза: «дизайн», «перевод и переводоведение», «организация работы с молодежью», «коммерция (торговое дело)», «прикладная математика». Огромное значение мы придаем программам дополнительного образования. Перспектива же вуза - в ближайшее время стать классическим университетом. Есть программа создания инженерного факультета, ответственного за подготовку кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства и энергетики.

- Вы сказали, что перевели педагогические специальности на бакалавриат, а как обстоит дело с другими?

- В 2004 году мы сделали первый набор бакалавров по направлению «педагогика». В этом году был первый выпуск, который успешно трудоустроился в дошкольных учреждениях округа. В 2004-2008 годах на систему бакалаврита были переведены все педагогические специальности: физико-математическое, социально-экономическое, филологическое и художественное образование. В текущем учебном году планируем открыть магистратуру, а в 2009 году - сделать первый набор на бакалавриат непедагогического профиля: журналистика, документоведение и архивоведение, информационные системы, информатика и вычислительная техника.

- У вас довольно обширный блок специальностей, связанных с подготовкой педагогов. Какая роль вообще отводится НГГУ в подготовке учителей, не происходит ли дублирования специальностей, ведь в округе есть Сургутский педуниверситет?

- Я не вижу конкуренции в лице СурГПУ. У нас свои специальности, специализации. Кроме того, мы перешли на подготовку педагогических кадров по системе бакалавриата. Огромную помощь в этом плане оказывает Нижневартовский социально-гуманитарный колледж, выпускники которого переходят к нам в университет на 3-й курс. Хочу также отметить, что основными потребителями выпускников с педагогическим образованием являются восточная и северная части Югры.

- Какие специальности наиболее востребованы в НГГУ? На какие факультеты вашего вуза самый большой конкурс?

- В этом году самый высокий конкурс был на специальности «дизайн», «социально-культурный сервис и туризм», «коммерция (торговое дело)», «программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «документоведение и документационное обеспечение управления», «связи с общественностью». Самыми популярными в этом году были факультеты культуры и сервиса, искусств и дизайна, информационных технологий и математики.

- А какие в связи с этим ведущие направления подготовки в НГГУ?

- В ближайшие два года наиболее перспективным является расширение факультетов: экономики и управления, физической культуры и спорта за счет новых специальностей. Интерес к экономическим преобразованиям, развитие новых предприятий в городе, государственная политика в области физического воспитания сыграли свою роль.

- Занимаются ли ваши студенты научно-исследовательской работой? Как вы вообще оцениваете роль науки в развитии НГГУ и обучении студентов?

- Безусловно, как и в любом университете, огромное внимание уделяется научно-исследовательской работе студентов. Создана целая структура по управлению НИРС. Разработаны положения о студенческих конференциях, грантах, сборниках трудов. Большую часть расходов на обеспечение внеаудиторной работы студентов составляют расходы на НИРС. У студентов есть возможность участвовать в крупных российских и международных конференциях. В целом наука - это важнейший элемент в системе обеспечения качества подготовки будущего специалиста независимо от профиля.

- Сергей Иванович, какими вы видите перспективы развития вуза в разрезе новой модели образования-2020?

- Нижневартовский государственный гуманитарный университет должен стать крупным социально-культурным центром в восточной части Югры. Помимо социально-культурной составляющей, мы стремимся вписаться в экономику региона. Огромное влияние на всех факультетах вуза уделяется отработке принципа «образование через всю жизнь», связанного с созданием комплекса программ повышения квалификации и переподготовки специалистов региона.

- Сергей Иванович, я знаю, что в перспективе идет речь о создании Нижневартовского университетского округа. В чем будет его особенность?

- Это политический вопрос, и будет он рассматриваться правительством Югры. Какие учебные заведения войдут в его состав, решать нашему учредителю. В целом Нижневартовский государственный университет как центр этого округа будет представлять собой вуз, в котором по 10 укрупненным направлениям подготовки будут обучаться порядка 7 тысяч студентов.

- Сейчас все чаще заходит речь об интеграции вузов с учреждениями СПО, так, к примеру, в состав ЮГУ влились четыре нефтяных техникума. Как вы относитесь к этому?

- Положительно. В новом положении о вузе прописано, что колледжи в составе вузов могут проводить полную подготовку бакалавров. Кроме того, нижневартовские колледжи могут инициировать развитие новых направлений в вузе - инженерного и медицинского.

- Вузу 20 лет, за это время наверняка в НГГУ возникли какие-то интересные традиции, ставшие достоянием нескольких поколений выпускников?

- Расскажу об одной из них, которая, кстати, родилась не так давно. Вот уже третий год подряд мы проводим на базе отдыха «Слет первокурсника», это мероприятие организует управление по воспитательной работе. Слет помогает первокурсникам ознакомиться с жизнью университета, его традициями и правилами, внутренним распорядком и уставом. Непринужденная обстановка и общение с преподавателями помогают студентам адаптироваться в новой для них среде. Отрадно, что год от года растет количество преподавателей, принимающих участие в этом мероприятии, это говорит об их интересе к воспитательной работе.

Хотелось бы также рассказать о том, что, еще будучи филиалом, вуз получил лицензию на издательскую деятельность. Это дает нам право своими силами печатать методическую литературу и книги. В 2000 году издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета было признано одним из лучших в России.

Кстати, ректором со дня основания вплоть до нынешнего года был профессор, кандидат филологических наук, заслуженный работник высшей школы РФ Анатолий Карпович Карпов, который ныне является президентом НГГУ. Именно благодаря Анатолию Карповичу вуз из филиала Тобольского пединститута превратился в полноценный университет, в котором немаловажную роль играет исследовательская компонента.

Нижневартовск