- Система начального и среднего профобразования округа включает 56 образовательных учреждений, 26 из них подведомственны Департаменту образования и науки ХМАО - Югры. Это 12 профучилищ и 14 колледжей. Причем в 8 из них реализуются как программы СПО, так и НПО. В дальнейшем в рамках оптимизации сети образовательных учреждений мы планируем объединение 6 образовательных учреждений - в Белоярском, Ханты-Мансийске и Югорске. Это будут также колледжи, имеющие две ступени - начального и среднего профобразования. Необходимость такого объединения очевидна - мы сможем сконцентрировать в этих колледжах мощную материально-техническую базу и высококвалифицированных преподавателей и мастеров, это позволит выпускникам получать более качественное образование. Большинство городов округа относятся к малым или небольшим, и получается, что по одним и тем же специальностям, но на разном уровне идет подготовка и в училище, и в колледже, что весьма нерационально. Куда эффективнее объединить эти два образовательных учреждения в одно, совместив уровни НПО и СПО, и прибрести для такого колледжа дорогостоящее современное оборудование. Так, к примеру, современная линия контроля за отладкой двигателя стоит до пяти миллионов рублей. Каждому образовательному учреждению покупать такое оборудование нет никакого смысла. Такая интеграция учреждений НПО и СПО хорошо вписывается в оптимизацию сети системы профобразования в целом. Кроме того, это объединение объясняется еще и демографическим спадом. Когда в городе есть училище и колледж, родители, как правило, предпочитают, чтобы их ребенок пошел учиться в учреждение СПО, хотя востребованность в рабочих профессиях на порядок выше, чем в специалистах среднего звена. Приблизительно соотношение 3 к 8. Примечательна и позиция работодателей. Они говорят: нам нужны рабочие, которые помимо своей основной деятельности могли бы еще выполнять работу, требующую креативного мышления, обладать навыками работы в коллективе, уметь планировать свою деятельность, в общем, технологически образованные люди, могущие придумывать что-то новое. То есть им, по сути, нужны высококвалифицированные рабочие, обладающие уровнем НПО и СПО. Чтобы решить эту проблему и оснастить современным оборудованием наши учреждения профобразования, мы интегрируем уровни НПО и СПО и создаем на их месте ресурсные центры. Пока их два - Ханты-Мансийский ресурсный центр - колледж сервиса и технологий и Сургутский ресурсный центр.

- Я знаю, что ресурсный центр в Сургуте еще только строится...

- Да, причем строительство идет комплексно. Между прочим, этот центр создается на базе Сургутского профессионального колледжа (директор - Вадим Николаевич ШУТОВ), который объединил четыре образовательных учреждения - несколько училищ и колледж. Этот ресурсный центр по своим площадям будет превосходить Ханты-Мансийский. Кстати, этот колледж в прошлом году стал победителем в рамках конкурса нацпроекта «Образование». Там будет очень мощный блок, связанный со сварочным производством. Ведь потребность в специалистах - сварщиках высокого уровня в округе чрезвычайно высока. Вся проблема заключается в том, что профучилища, как правило, готовят сварщиков по третьему разряду, а на производстве сегодня требуется

5-6-й разряд. Кроме того, стремительно меняются технологии, поэтому постоянно приходится переучивать специалистов. Сургутский ресурсный центр как раз будет выполнять не только функции подготовки, но и переподготовки кадров, а также методического обеспечения других образовательных учреждений, готовящих сварщиков. Кроме того, здесь работает независимый сертификационный центр сварочного производства. У Сургутского профколледжа и у этого центра есть взаимная договоренность, в соответствии с которой выпускники колледжа проходят здесь экспертизу и получают сертификаты. Думаю, это очень хорошо, когда аттестация проходит не в самом образовательном учреждении, а в независимом центре.

Продолжая разговор о Сургутском ресурсном центре, хочу подчеркнуть, что его особенностью будет реализация инклюзивного образования. В округе уделяется большое внимание образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них особенно важно получить профессию. Однако не всякое учебное заведение приспособлено для обучения таких детей. В Сургутском же ресурсном центре в одном из корпусов общежития и в учебном корпусе будут созданы условия для беспрепятственного доступа этой категории учащихся. Кроме того, в центре предусматривается подготовка автомехаников. С этой целью появится станция технического обслуживания, причем не только автомобильного легкового, но и грузового транспорта. Так как колледж многопрофильный - здесь помимо сварщиков готовят судомехаников, строителей, пищевиков, барменов, социальных работников, то ресурсный центр будет включать в себя несколько блоков - сварочное производство, машиностроительный и кузнечный блоки, подготовку судоводителей...

- Марина Геровна, и все-таки какие рабочие специальности более всего нужны округу?

- В округе ведется подготовка по 42 рабочим профессиям, и они весьма разнообразны. Автономный округ нуждается в автомеханиках-слесарях, в сварщиках, строителях, электриках, электромонтерах, водителях, в профессиях, связанных с дорожной техникой. Очень востребованы профессии, ориентированные на туризм и гостиничный сервис. Кстати, по специальности «туризм» готовят специалистов и в педагогическом колледже. Там можно получить профессию гида, а также специалиста по организации туристических фирм, по созданию и обслуживанию маршрутов.

Вообще профессии, связанные с сервисом, сейчас у молодежи чрезвычайно популярны. Мальчишки с удовольствием идут на автотранспортные специальности.

- А на какие специальности недобор?

- Прежде всего на строительные. Думаю, это связано с тяжелыми условиями труда и сравнительно небольшой зарплатой. В то же время в округе идет активное строительство, и поэтому мы ощущаем явную нехватку рабочих строительных специальностей. На стройку сейчас в основном идут взрослые люди после курсовой подготовки, а вот ребята после 9-го класса не хотят поступать на строительные специальности, предпочитая им более высокооплачиваемые с комфортными условиями труда. Провальной является и еще одна специальность - «монтажник санитарно-технических и вентиляционных систем и оборудования». Попросту говоря, сантехник. Видимо, в отношении этой профессии сложился устойчивый стереотип, который сегодня на самом деле не соответствует действительности. Дело в том, что сегодняшний сантехник должен владеть компьютерными технологиями, ведь оборудование поменялось, да и условия труда тоже. Кроме того, хороший специалист в этой области может зарабатывать очень неплохие деньги.

- Марина Геровна, какие тенденции в начальном и среднем профобразовании вы назвали бы ведущими на сегодняшний день?

- Во-первых, уровень СПО более востребован населением, да и работодателями тоже. Поэтому в данной ситуации жизненно важно интегрировать уровень НПО в СПО, когда ребенок овладевает вначале рабочей специальностью, а потом уже выходит на уровень среднего профобразования. Сегодня уже многие колледжи имеют такую многоуровневость, которая фактически изначально предполагает овладение сначала профессией, а потом специальностью. Получается, что в одном образовательном учреждении идет формирование и рабочих навыков, и технологических компетенций.

В общем, подводя итог нашему разговору, главными тенденциями на сегодня я бы назвала интеграцию НПО и СПО, укрупнение специальностей, создание многопрофильных ресурсных отраслевых центров, а также создание центров независимой сертификации. Кроме того, сегодня не обойтись без привлечения к подготовке кадров работодателей, необходимо, чтобы они принимали самое заинтересованное участие в разработке профессиональных стандартов, в создании центров независимой сертификации квалификаций.

Если смотреть модель образования-2020, то там бакалавриат обозначен как некий социальный уровень, как обязательная ступень. В этом случае система НПО должна быть или внутри СПО, или же ее надо выводить в специальные центры подготовки. Система же СПО оптимальна, она дает возможность сформировать некую политехническую составляющую. И поэтому интеграция НПО и СПО оптимально вписывается в реалии сегодняшнего дня, когда, с одной стороны, снижается престиж уровня начального профобразования, а с другой - современное производство ввиду своей высокой технологичности требует от работника соответствующей подготовки. Теперь важно следовать девизу «Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь».