Выработка концепции развития единой образовательной среды высшего профессионального образования автономного округа базируется на следующих основных принципах:

- комплексный подход к решению проблем развития всех звеньев системы образования в регионе;

- координация работы учебных заведений независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности; обеспечение единства регионального образовательного пространства;

- ориентация на обеспечение соответствия структуры и качества образования потребностям развития экономики, социальной сферы и гражданского общества;

- объединение научной и педагогической общественности региона в целях оптимизации учебно-методической, научно-исследовательской и прочей деятельности в образовательных учреждениях;

- консолидация федеральных и региональных, бюджетных и внебюджетных источников финансирования в целях реализации конкретных проектов комплекса и сохранения финансовой самостоятельности ее субъектов;

- рациональная интеграция материально-технической базы субъектов комплекса для решения приоритетных задач;

- коллегиальность управления, добровольность вхождения в комплекс и признание его устава;

- опора на существующую нормативно-правовую базу и накопленный опыт совершенствования системы образования;

- организационное единство учебного и научного процессов на инновационной основе, исключающее возникновение межорганизационных противоречий между участниками инновационной деятельности;

- непрерывность и сквозной характер кадрового сопровождения инновационных процессов на этапах довузовского, вузовского и послевузовского образования;

- опережающая подготовка кадров для обеспечения приоритетных направлений развития отечественного образования, науки, передовых производственных технологий;

- учет демографической ситуации в регионе;

- обеспечение заинтересованности самих образовательных учреждений в оптимизации структуры сети учебных заведений;

- обеспечение территориальной и материально-технической доступности профессионального образования для населения;

- формирование социально-экономической значимости образовательного учреждения для работодателей, органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ.

Консолидация интеллектуального ресурса вузов округа может существенно помочь развитию диверсифицированной и современной экономики региона. В рамках такой интеграции (консолидации) можно решить следующие задачи:

создание образовательного пространства без внутренних границ со свободным движением всех факторов научно-образовательного производства;

проведение общей академической, научной политики в приоритетных сферах деятельности системы образования;

проведение единой региональной образовательной политики с целью повышения уровня всех субъектов системы образования региона;

объединение различных ресурсов системы высшего образования для повышения эффективности их использования.

Интеграционные процессы являются закономерным этапом развития системы образования, представляют собой положительное явление, поскольку наращивают учебный и научный потенциал и расширяют возможности учебных заведений по оказанию образовательных, научных и иных услуг, способствуют более эффективному использованию ресурсов, а также способствуют реализации основных направлений модернизации образования. Интеграция вузов обеспечивает большую устойчивость каждого вуза-участника на рынке образовательных услуг, увеличивает его ассортиментный портфель, усиливает социальную значимость предлагаемых проектов.

В ХМАО - Югре реализована идея университетских комплексов, когда к ряду университетов присоединяются учреждения среднего специального образования, что институционально подкрепляет идею непрерывного образования.

С целью организации непрерывной подготовки специалистов в этом направлении реорганизация Югорского государственного университета путем присоединения Лянторского нефтяного техникума, Сургутского нефтяного техникума, Нижневартовского нефтяного техникума и Нефтеюганского индустриального колледжа, располагающихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, представляется актуальной и своевременной.

Формирование единой образовательной среды высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предполагает также создание ассоциации (одной из форм интеграции) - Большого университета Югры (БУЮ), включающей все высшие учебные заведения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (созданные университетские комплексы).

Характерными особенностями ассоциации являются:

это самая «мягкая» форма интеграции вузов;

члены ассоциации сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица;

ассоциация создается в целях координации деятельности участников, ее решения носят рекомендательный характер и не обязательны для ее членов;

возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера.

Инициатором такой сетевой интеграции и гарантом ее устойчивости планирует выступить администрация автономного округа.

Общими целями объединения для вузов - членов ассоциации являются:

представление корпоративных интересов в органах власти;

участие в интегрированных программах федерального и международного уровней;

обеспечение корпоративного взаимодействия с бизнес-сообществом;

формирование системы независимой аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов;

формирование единой базы информационных ресурсов;

прогнозирование потребностей трудовых ресурсов;

разработки и реализации проектов развития инновационной образовательной среды ХМАО - Югры.

Поиск решения, который происходит в ХМАО - Югре, актуален для всей России, поскольку актуальна задача координации направлений подготовки в вузах, расположенных на той или иной территории, с потребностью в специалистах регионального рынка труда. Для большинства регионов России от решения этой задачи зависит обеспечение экономики региона кадрами.

Полоса подготовлена по материалам Национального фонда подготовки кадров