Досье «УГ»

Приоритетным направлением в развитии системы профессионального образования ХМАО - Югры является оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, цифровыми образовательными ресурсами, программными средствами и новейшей учебно-методической литературой

Комментарий «УГ»

Исследования зарубежных ученых показали, что каждый год учебы мужчин после 25 лет по программам профессионального образования обусловливает прирост национального дохода на 1,2 процента.

По мнению экспертов Всемирного банка, как только будут решены проблемы структурной перестройки российской экономики, профессиональные навыки и профессиональное образование станут главным фактором, определяющим рост ВВП и конкурентоспособность экономики.

- Сегодня мы готовы к неадминистративному объединению вузов. На первом этапе - в ближайших планах - создание трех университетских округов - в Ханты-Мансийске, Сургуте и Нижневартовске. В каждом городе своя ситуация. Так, в Ханты-Мансийске мы планируем объединить Югорский классический университет с мединститутом. Этот вопрос практически решен. А вот в Сургуте перед нами стоит более серьезная задача - согласовать деятельность двух крупных вузов - Сургутского и Сургутского педагогического университетов. В Нижневартовске у нас гуманитарный университет, он должен быть достроен до классического университета путем присоединения ряда средних специальных учебных заведений.

На втором этапе должно произойти это неадминистративное объединение. Так как у нас только один вуз - Югорский государственный университет - является федеральным, остальные же в ведении региона, то вопрос выстраивания трех университетских округов и создания ассоциации под условным названием «Большой Югорский университет» вполне решаем.

Главная задача этих преобразований - координация работы всех вузов округа по направлениям подготовки студентов и ориентация выпуска специалистов на региональный рынок труда. Кстати, со следующего года мы переходим на государственный заказ и конкурсный порядок его распределения.

Благодаря созданию трех университетских округов мы планируем добиться большей мобильности, как студенческой, так и для преподавателей. Кроме того, мы планируем выстроить единую в рамках округа систему оценивания студентов. Было бы лучше, если бы такая система существовала на федеральном уровне. Но раз ее нет, то мы ее просто обязаны выстроить хотя бы у себя в регионе.

Кроме того, мы создали специализированную организацию - Центр изучения рынка труда, который должен нас обеспечить исходной информацией для государственного заказа. Мы должны знать, кого и в каких количествах нам готовить. Это тем более непростая задача, если учесть, что с момента принятия решения до выхода специалистов проходит в среднем до семи лет. Реальное выяснение потребностей рынка труда - сложнейшая задача. И особенно если ее перевести в плоскость подготовки студентов, никакая служба занятости таких данных не выдаст. Кроме того, эту сложнейшую задачу мы должны увязать с планами социально-экономического развития ХМАО до 2020 года. Чтобы ответить на все эти вопросы, надо иметь довольно мобильную систему перенастройки высшего и среднего профессионального образования. Кстати, мы сейчас активно работаем с нашими экономистами, чтобы в программе развития округа до 2020 года был раздел, посвященный кадрам. Вот, к примеру, у нас сейчас реализуется крупный инфраструктурный проект «Урал промышленный - Урал полярный». В его рамках будет строиться железная дорога, развиваться горнорудный кластер, в планах строительство целлюлозно-бумажного комбината. Поэтому жизненно необходимо просчитать, какие специалисты будут нужны на этих объектах, в каких количествах. Наш центр изучения рынка труда начал работать, к маю следующего года в соответствии с его прогнозами будет учрежден государственный заказ на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием.

- Алексей Николаевич, а как вы оцениваете уровень и качество высшего профессионального образования, которое получают ребята в вузах ХМАО?

- Все зависит от того, что понимать под понятием «качество». Если трудоустройство выпускников наших вузов на региональном рынке труда, то тогда качество получаемого образования высокое. Так как практически все ребята находят себе работу по профессии. Но, возможно, это не столько заслуга наших вузов, сколько заслуга динамично развивающейся экономики Югры. Мы до сих пор не насытили рынок даже по количеству специалистов, не говоря уже о качестве. Думаю, пришло время, когда интенсивное наращивание мест в высшем образовании необходимо приостановить, а сейчас начата работа над серьезным повышением качества образования. Сегодня, кстати, на 10 тысяч населения у нас 400 студентов, и это ровно за 20 лет существования высшего образования в округе.

- Наверное, тогда образование в том или ином вузе можно считать качественным, когда его выпускник без труда может найти себе работу в любом городе России, в том числе в столице и даже за рубежом...

- Округу нужны специалисты, и задача системы образования эти потребности удовлетворять. Кроме того, так как все наши вузы, за исключением Югорского, региональные, получится, что мы за деньги ХМАО будем готовить специалистов для регионов России? Скажу только, что у нас из 400 студентов на 10 тысяч населения чуть больше 30 обучаются на федеральные средства, а остальные - на средства округа и собственные деньги. Если бы нам выделяли, как крупным городам, под 1000 студенческих мест за счет федерального бюджета, тогда бы и мы могли говорить о работе «в любом городе России и за рубежом», экспорте образовательных услуг и т.д. Нам пока такая благотворительность не по карману.

У нас уже был печальный опыт, когда мы отравляли наших ребят учиться в Питер и Москву на средства округа. Возвращались с дипломами не больше 30 процентов. Между прочим, это еще хороший показатель. В других регионах хуже - единицы возвращений на малую родину.

- Алексей Николаевич, скажите, а какие профессии в высшем образовании наиболее востребованные? Наверное, те, что связаны с добычей нефти?

- Разочарую вас. Наиболее престижными у нас, как и везде по России, являются экономисты, финансисты и юристы. На эти специальности по-прежнему самый высокий конкурс. И между прочим, все они трудоустраиваются, потому что даже малюсенькой фирме из двух человек нужен бухгалтер, а чуть фирма стала больше, она уже берет себе юриста.

- Скажите, а как ситуация складывается в филиалах вузов? Их не распекал только ленивый.

- Самоликвидировались порядка 7-8 филиалов. Кое-какие были закрыты. Даже прокуратура подключалась. У нас с Рособразованием есть договоренность, по которой оно проведет у всех вузов и филиалов проверку на соответствие лицензионным требованиям. В любом случае филиалы всерьез задумались о своем качестве. У нас состоялся серьезный разговор с ректорами вузов, филиалы которых работают на территории ХМАО, кстати, большинство из них столичные. Но могу с уверенностью сказать, у нас есть целый ряд филиалов, где учеба поставлена на высокий уровень. Они отлично оснащены, там хорошие аудитории, достойные библиотеки. К примеру, таким замечательным филиалом является филиал ЛЭТИ. К тому же пока мы без филиалов не проживем, ведь на сегодня там учится более половины студентов. Правда, на сегодня они свою функцию практически исчерпали. Мы могли бы этих ребят обучать в наших вузах. Однако есть такие студенты, которым удобнее учиться ближе к дому. Хотя сегодня ситуация иная, чем, скажем, 10 лет назад, когда ребенка страшно было куда-то отпускать. Когда родители не могли себе позволить отправить учиться сына или дочь в другой город еще и по материальным соображениям. Сейчас люди стали жить лучше. Ситуация в обществе стабилизировалась, у нас построены прекрасные общежития. Хотя, думаю, филиалы сами по себе не отомрут. Им в этом надо хорошенько помочь. Ведь, к примеру, как признался ректор одного из вузов, у которого сеть филиалов на Ямале и в ХМАО, филиалы приносят ему около миллиарда рублей. Спрашивается, кто захочет резать курочку, несущую золотые яйца?

- Алексей Николаевич, а как вы оцениваете ситуацию в НПО и СПО? Можете ли вы сказать, что престиж рабочих профессий у вас в ХМАО вырос?

- К сожалению, в профучилища ребята идут плохо. И причина в этом в системе общего образования, и одновременно это катастрофа для системы нашего общего образования. В советские времена в 10-й класс шли 50 процентов ребят. Сейчас до 90 процентов - вот вам ответ, почему падает качество нашего школьного образования. Я понимаю, что таким образом система школьного образования себя сохраняет и в то же время губит, я имею в виду качество подготовки. Понятно, что, чем меньше поступает в первый класс детей, тем более снисходительно относятся педагоги к приему в 10-й класс. Выход в этой ситуации один - нам нужна нормальная система профориентации. Надо разъяснять родителям и детям, что лучший путь в профессию - это когда человек познает ее с нуля, с начального уровня. То есть, прежде чем поступать в вуз, неплохо было бы, если бы ребенок овладел какой-то рабочей профессией или прошел через учреждения СПО. Родителям надо говорить: ваш ребенок потратит на обучение немного больше времени, но зато приобретет рабочую специальность, что очень немаловажно в наше время. Ну а мы в свою очередь делаем обучение многоступенчатым, объединяя учреждения среднего профобразования с вузами. Так, к Югорскому университету присоединены четыре техникума, таким образом, объединены программы среднего и высшего профессионального образования. Необходимо также работать и с работодателями, чтобы они делали свои рабочие места привлекательными. Ведь все зависит не от школы, а от того, какой престиж дали работодатели профессии - такое к ней и отношение в обществе. Конечно, работодателю куда выгоднее привозная рабочая сила. Нашего рабочего надо обеспечить соцпакетом, дать ему нормальную зарплату, уволить его непросто. Куда проще приглашать иностранцев. Построили объект, и они уехали на родину. Поэтому получается, что строители как будто бы нам нужны, а на самом деле по этой специальности устраивается очень небольшое количество выпускников профучилищ.

- Какие же специальности востребованы в НПО и СПО?

- Самый большой конкурс у нас на специальности «туризм» и «сервис». Там конкурс больше 7 человек на место. Хорошо развивается и гостиничный бизнес. В общем, востребована вся сфера услуг, повара, кондитеры, парикмахеры. Спросом пользуются также специальности, которые находят себе применение в ЖКХ, прежде всего сантехники.

- Для многих регионов России проблема педагогические кадры для училищ и колледжей...

- У нас у мастеров и преподавателей учреждений НПО и СПО зарплата хорошая. Поэтому найти профессионалов не проблема. К тому же мы растим их сами. За два года основных преподавателей и мастеров мы вывезли на стажировку в Германию и Финляндию. А зарплата хорошая, потому что мы во всем образовании, за исключением высшего, дошкольного и дополнительного, перешли на новую систему оплаты труда.

- С такими зарплатами, я думаю, кадровый голод образованию ХМАО не грозит...

- Нас пугает другая проблема - работающие пенсионеры. Из-за большой разницы - примерно в 8 раз - между зарплатой и пенсией они не хотят уходить на заслуженный отдых, держатся за свои места до последнего, а молодежь в это время не может найти себе достойную работу. Но мы ищем выход из положения за счет накопительного страхования. Есть идея предложить пенсионерам получить единовременно 50-70 окладов и уйти на пенсию. Если же человек предпочитает работать, то эти деньги распределяются между теми, кто все-таки решил уйти на пенсию. За десять лет до выхода на пенсию мы заключаем с нашими работниками договор о накопительном страховании. Похожую схему мы прорабатываем и для молодых учителей, их страхуем на первые семь лет работы. То есть если педагог не уходит из школы в течение этих семи лет, то он получает достаточно большую страховую премию плюс контракт на три года.

- Алексей Николаевич, что вы видите для себя перспективой развития профессионального образования округа?

- Формирование научно-образовательного кластера. Образовательный кластер у нас уже сложился. Мы достаточно много делаем, чтобы поддержать научными заказами высшее образование ХМАО. Вообще-то мы планируем выйти на 60-70 тысяч студентов вузов, объединенных в единую структуру с мощной вузовской наукой, интегрированной в различные отрасли производства.