К примеру, Емельянова Альбина Георгиевна, преподававшая в Андыхе химию и биологию, прибыла к нам из далекого Калининграда. Ее приезд очень обрадовал андыхцев. Альбина Георгиевна восхищалась переменами, произошедшими в жизни сельчан. А те в свою очередь горячо благодарили ее за все, что она сделала для школы. Побывала у нас и бывшая учительница математики и завуч Троицкая Александра Ивановна, которая не поверила своим глазам, увидев районный центр Хебда, бывший когда-то захолустным хуторком.

Всего с 1927 года - со дня открытия школы - в Андыхе работали 19 представителей братского русского народа.

Александра Ивановна Троицкая признавалась в письме: «Считаю, что семь лет моей работы в Дагестане прошли не зря; я вложила частичку своего труда в обучение и воспитание горских детей. Увидев Рамазана Абдулатипова в правительстве и в Государственной Думе, я подумала, что и его обучали когда-то русские учителя. А теперь вы обходитесь своими кадрами. Это очень хорошо...»

В конце тридцатых и в начале 40-х годов русский язык в Андыхской школе вела Раиса Дубовик. А в годы войны - две русские учительницы. Раиса Махно и Полина Матвеева помимо обучения ребятишек выполняли и работу, которая легла на плечи горянок в отсутствие мужчин. Они помогали ухаживать за скотиной, собирать урожай, посылали фронтовикам посылки с продуктами.

Особо хочется рассказать о Полине Ивановне Матвеевой. Она была беженка, как и миллионы людей, согнанных войной с родных мест.

Она жила на самом верху села, недалеко от школы, и снимала комнату в доме Садуевых. Вместе с Полиной Ивановной жил и ее внук Эдик, который бегал с босоногой детворой, учась нехитрым детским играм, а заодно и аварскому языку. Сын Садуевых Магомед, ставший спустя много лет учителем школы, вспоминал: «Однажды вечером услышали крик из комнаты Полины Ивановны. Открыв дверь, мы заметили, что учительница плачет. Плакал и ее маленький внук. Оказывается, этим вечером они получили письмо о гибели на фронте отца Эдика. Моя мама, бабушка, соседки поспешили к учительнице, чтобы утешить ее в горе. А вскоре мы сами получили такое же письмо о гибели отца на фронте. А теперь учительница поддерживала нас».

Закончилась война... Многие учителя-мужчины не вернулись с фронта. Их места заняли учителя из России.

В работе и отдыхе, в горе и радости рождалась дружба, крепло братство.

В самом конце 50-х годов в Андых прибыла новая группа русских учителей.

Они энергично взялись не только за обучение и воспитание детей, но и создали вечерние курсы по изучению русского языка, организовали коллектив художественной самодеятельности, после уроков готовили девушек-горянок для поступления в вузы и техникумы.

Вот что рассказывала одна из горянок - Патимат Абусова: «Преподаватель русского языка и литературы Антонина Ивановна Стригина в течение четырех месяцев терпеливо и настойчиво учила меня после занятий русскому языку, диктовала целые тексты, радовалась моим успехам и окрыляла меня. Я в вечном долгу перед ней».

Благодаря такой работе в первый же год по окончании восьмилетки поступили в медицинские училища Патимат Абусова и Патимат Гаджимагомедова. В следующем году уже шесть учениц поступили в педагогические училища. Многие из них ныне работают учителями.

Многолетняя безупречная работа русских учителей, приехавших в Дагестан в те далекие годы, дала свои плоды. Ныне во всех отраслях народного хозяйства, науки и культуры трудятся их ученики.

Дагестанцы всегда с большой любовью и признательностью вспоминают о русских учителях. Имена многих вошли в учебники по истории республики, о других публиковались статьи и воспоминания в газетах и журналах. Тем не менее мы в неоплатном долгу перед учителями из России.

Весьма примечательно, что в столице Дагестана - городе Махачкале - построен мемориальный комплекс, посвященный русской интеллигенции, внесшей большой вклад в развитие экономики и культуры нашей республики.

Магомед ГАЗАЛИЕВ, директор Андыхской школы, заслуженный учитель Республики Дагестан, с. Андых, Шамильский район, Республика Дагестан