Жадно ловили они разговоры о войне, радовались, когда радовались взрослые. Они ненавидели фашистов своими маленькими горячими сердцами. У них горели глаза от восторга, когда они видели наши танки и пушки. Каждый из них хотел стать героем. Они страстно желали нашей победы.

Но этот процесс повзросления детей таил в себе и опасности. Дети стали порой ставить себя как бы на равную ногу со взрослыми. И это плохо. Для ребенка важен авторитет взрослого. Часто я наблюдаю теперь, как дети спорят со взрослыми, не соглашаются с ними. Бывает и хуже. Часто дети не слушают взрослых. Мальчики плохо ведут себя на улице. Если подойдешь к ним, сделаешь замечание, можешь услышать дерзость, иногда и хуже - ругательство.

Недавно я был в школе у сына. Меня попросили побеседовать с ребятами о нашем флоте. В классе я долго не мог утихомирить ребят. Они кричали, бегали по партам. Даже учительница не могла их унять. Я сам учился в школе и помню, что, когда взрослый посторонний человек входил в класс, мы сидели тихо, даже настороженно. Думаю, что на это нужно обратить серьезное внимание. Я наблюдаю часто в домах, как взрослые обсуждают поведение детей в их присутствии. Иногда отец не соглашается с мнением матери в оценке проступка ребенка, и ребенок это слышит и даже сам вступает в спор. Этого нельзя допускать.

Бывает и так, что взрослые при детях обсуждают свои дела и неприятности, ссорятся, и ребенок принимает участие в «перепалке». Взрослые из-за этого сами роняют свой авторитет. Такие явления тем более недопустимы. А иногда взрослые требуют от ребенка чего-нибудь, он же не хочет этого требования выполнить, и его оставляют в покое. Ребенок чувствует, что этому требованию - грош цена. Меня это всегда возмущает. Я обязательно заставляю сына выполнять мои требования. Это всегда можно сделать, ни под каким видом не употребляя физического воздействия, и это пойдет ребенку на пользу.

По-моему, только так следует вести себя в отношении к детям. Мы все очень заняты, но для детей надо обязательно находить время; говорить и читать с ними, ходить с ними в театры и кино. Между родителями и детьми должна быть налажена настоящая дружба, но она не может основываться на равенстве. Один из друзей, взрослый, должен быть авторитетом для второго друга - ребенка.

Очень хорошо, что наши дети любят ходить в кино и театры. Но надо знать, что можно и что нельзя им показывать. Очень часто детям показывают фильмы, просмотр которых никак не соответствует воспитательным целям.

Наши театры очень редко устраивают дневные спектакли, предназначенные специально для детей. Вот, например, Большой театр в Москве: он никогда почти не устраивает детских утренников. Между тем какие прекрасные спектакли мог бы он показать детям. В Художественном театре показывают только «Синюю птицу». Это смехотворно мало. Не могут же тюзы обслужить всех наших маленьких жаждущих зрелищ зрителей. А как много хорошего для воспитания детей может сделать именно хороший театр!

Не знаю, прав ли я, но у меня создалось впечатление, что в ряде случаев школьная молодежь не удовлетворена сейчас работой своей комсомольской организации. Для нашего поколения участие в жизни и работе комсомола было огромной важности делом. Я не всегда замечаю это теперь у наших молодых людей. Думаю, что нашим комсомольским работникам в школе и педагогам нужно серьезнее подумать, как сделать комсомольскую работу более живой и интересной. Ведь комсомол - замечательная школа политического воспитания нашего юношества. Надо, чтобы и в школе и в быту комсомол мог затронуть такие же звонкие струны в маленьких сердцах, какие затронула в них во время войны горячая любовь к Родине.

Инженер-майор И.ЛЕВИТИН, кандидат технических наук, лауреат Сталинской премии, Ленинград