Конспект урока

Учитель: Давайте-ка сегодня поработаем сказочниками. Согласны? Это не такая уж и легкая профессия. Некоторые думают, что сказки сами «лезут» сказочнику в голову, а ему остается только взять карандаш, а еще лучше - перо, и написать то, что сказки нашептывают ему. На самом деле, чтобы заставить сказку разговориться, надо ее долго упрашивать, придумывать всякие хитрости и западни. Но если уж ты мастер на такие хитрости, то сказки сами слетаются к тебе и каждая вещь готова рассказать свою историю. Так было с датским сказочником Хансом Кристианом Андерсеном.

Но мы с вами сказочники начинающие. Поэтому кое-какие хитрости я вам подскажу.

Вы ведь знаете такую игру: начинается она с вопросов, которые заранее всем известны. Вот они (вопросы написаны на доске):

Кто?

С кем?

Когда?

Где?

Что делали?

Чем все закончилось?

Первый играющий отвечает письменно на первый вопрос и, чтобы никто не мог прочесть его ответ, край листа загибает. Второй отвечает на второй вопрос и делает второй загиб. И так, пока не кончаются вопросы. Потом ответы прочитываются вслух как целый рассказ. Почти всегда получается очень смешно.

Присмотритесь к вопросам, и вы увидите, что это самый настоящий план для любой сказки. Ну, например: «Жили-были (кто?) старик (с кем?) со старухой (где?) у самого синего моря...». А что делали и чем все закончилось, вы и сами знаете, да?

Дети могут сделать замечание: пропустили «когда?». Это прекрасная возможность предложить им подумать, когда происходило действие сказки Пушкина, при этом свою точку зрения надо доказать (старинная одежда, терема, устаревшие слова и т.д.).

Давайте попробуем, пользуясь нашим планом, сочинить сказку. Сначала выберем главного героя. Почему он главный?

Здесь следует выслушать ответы учеников, затем подчеркнуть, что действие сказки происходит вокруг главного героя или с его участием.

А есть еще и «неглавный» герой (с кем?). Он или друг, или знакомый, может, даже враг главного героя, но в сказке он не в центре событий, а немножечко «сбоку». Вы можете привести примеры главных и «неглавных» героев книг, мультфильмов?

Классический пример такой пары - Винни Пух и Пятачок. Учитель может дополнить ответы детей и такими примерами: Пеппи Длинныйчулок и Анника с Томми; Карлсон и Малыш.

Итак, предлагайте главного героя нашей сказки, а заодно и «неглавного». Но помните, что от того, как вы ответите на первые вопросы - «кто?» и «с кем?», зависит и ответ на вопрос «что делали?». Каким образом? Если вы, например, выбрали волка и зайца, ясно, что в сказке будут сплошные погони. Хотя кто за кем будет гоняться - дело ваше, вы в сказке хозяева.

Здесь начинается импровизация детей и учителя. При выборе пары героев желательно, чтобы они были как можно более удалены друг от друга - герои разных сказок, мульт- и кинофильмов, из газет и журналов, окружающей жизни и т.д. Как у Джанни Родари в «Грамматике фантазии»: «Надо, чтобы два слова (в нашем случае двух героев) разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы сходство их было сколько-нибудь необычным, только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое... целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать».

Пусть кто-нибудь скажет мне на ухо имя главного героя, а другой - имя «неглавного». А потом я скажу имена обоих, а вы решите, достойны ли они жить в нашей сказке.

ИЛИ

Называйте имена героев, которые могли бы жить в нашей сказке. Я их все запишу на доске.

Потом один или два ученика отворачиваются или выходят за дверь, учитель пронумеровывает все имена и предлагает отсутствующим назвать два произвольных числа от 1 до... числа - количества названных имен. Герои под этими номерами и будут ответами на вопросы «кто?» и «с кем?».

Теперь выберем место и время действия сказки. Не стесняйтесь, наши герои могут действовать в прошлом и будущем, в космосе, под водой или в нашем классе.

Варианты ответов обсуждаются, выбирается один, который заинтересовал большинство детей.

А сейчас самое главное. Если мы просто начнем сказку: «Такой-то с таким-то в таком-то году... сбежали с урока белой и черной магии и получили за это взбучку от профессора - чародея такого-то», то сказка кончится через одну минуту и вряд ли будет интересной. Как же быть? А вот как.

Отвечая на вопрос «кто?», мы можем сказать о герое, как он выглядит, что он делал до того, как встретился с «неглавным» героем, в каком настроении они, герои, пребывают и, если нужно, что они любят носить, какое у них любимое блюдо, любимые словечки и т.д. Вот тогда герои, и сказка вместе с ними, оживут.

Например:

Винни Пух только что закончил сочинять очередную ворчалку. Ворчал он, потому что уже прошло три часа с того момента, когда последняя капля меда была слизана со дна последнего-распоследнего горшочка. Прогуливаясь по лесу, он заметил на дорожке небольшой круглый предмет. «Неужели горшочек с медом?!» - подумал Пух. Но предмет подкатился под его лапы и вдруг произнес: «Приятно познакомиться. Я Колобок». Голос у Колобка был сдобным и мягким, как и он сам.

А дальше, узнав о Пуховой беде, Колобок предложил медвежонку отправиться на планету Пчел, где текут медовые реки...

Таким образом, отвечая на первые вопросы, мы полсказки можем сочинить!

А теперь - внимание! Любая сказка или история - это текст. Что такое текст? Посмотрим в учебнике. Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу. Что будет связывать предложения в вашей сказке?

Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, можно им помочь: в сказке от начала до конца действуют наши герои. В сказке единое место и время. И есть слова, связывающие предложения в тексте.

Вот пример с Винни Пухом. Во втором предложении я сказала: «Ворчал он потому... и т.д.» Кто это «он»? Да, Винни Пух. А откуда вы узнали? Из первого предложения. Значит, первое и второе предложения связаны между собой по смыслу? Конечно! А какое слово им в этом помогло? Слово «он». Какая это часть речи? Правильно, местоимение. Запомните: местоимение служит для связи предложений в тексте.

И еще одна важная вещь. Когда будете сочинять вашу сказку, держите в голове ее тему, иначе история может рассыпаться на множество кусочков. Тема - это то, о чем говорится в тексте. Например, тема моей истории такова: в ней будет говориться, как Винни Пух с Колобком помогли жителям планеты Пчел победить ужасных разбойников ос, и пчелы в знак благодарности провели большой медопровод прямо к Пуховой планете, чтобы он не знал в меде недостатка, а Колобку, чтобы ему не было скучно, испекли подружку - Медовую Коврижку. И если я буду сочинять историю, я буду эту тему держать в голове постоянно.

Итак, герои выбраны, место и время действия тоже. А дальше - каждый будет сочинять сам, и мы устроим конкурс на лучшую историю о...

Лучшие сказки мы прочитаем в классе.

Софья ГАЛЯН, учитель русского языка и литературы гимназии города Нягани Ханты-Мансийский автономный округ