Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Оборудование

Для проведения урока в группе из 12-16 человек необходимы музыкальные инструменты:

1) для извлечения музыкальных тонов «D» и «G» в низком и среднем регистре (металлофоны и/или виолончели и/или скрипка);

2) ударные (барабаны и/или джембы и/или инструменты малого ударного состава: пандейра, бубен, блоктроммель, маракас);

3) для учителя - любой мелодический инструмент, которым он свободно владеет (блокфлейта, скрипка, ксилофон, металлофон, фортепиано и др.).

ТСО:

1) компьютер;

2) мультимедийный проектор;

3) экран;

4) акустические колонки.

Ход урока

Эпиграф: «Лишь музыки серебряные звуки снимают как рукой мою печаль» (Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта»).

Приветствие, представление.

Учитель: Какие произведения Пушкина вы знаете? Какие музыкальные произведения Пушкина вам известны?

Ответы детей.

Учитель: Почему Пушкин, не написавший ни одного музыкального произведения, говорит: «...чувства добрые я лирой пробуждал»? (Учитель показывает лиру.) Почему такая метафора?

Действительно: «В начале было слово», но если что и предшествовало слову, то это была, скорее всего, музыка. Мысль не нова: более полутора тысяч лет назад Кассеодор Сенатор (485 - ок. 580) в трактате «О музыке» писал: «Когда (...) мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку». А Уильям Шекспир в XVI веке считал:

Кто музыки не носит

сам в себе,

Кого не тронут сладкие

созвучья,

Способен на грабеж, измену,

хитрость,

Темны, как ночь,

души его движенья

И чувства все ничтожны.

И такому

Не доверяй.

Вопрос: какому человеку нельзя доверять?

И второй вопрос: что значит «носить музыку в себе»?

Ответы детей.

Учитель: Сегодня мы буквально окружены музыкой. Вокруг нас - сотни людей в наушниках. Музыка легко доступна, она записана на кассеты, диски, в формате MP3 и т.д. Это музыка, которую мы носим с собой. Но эта музыка НАМ не слышна, а только ТОМУ, кто в наушниках. Нам остается только догадываться, какая это музыка. Попробуем?

Два человека получают MP3-плееры, одевают наушники, им дается задание - двигаться под музыку.

Вопрос: Как вы думаете, какая у кого музыка звучала?

Дети высказывают предположения.

Учитель: Я предлагаю вам послушать то, что звучало в наушниках ваших одноклассников.

Звучат средневековая музыка и песня в исполнении Стинга.

Учитель: Что объединяет эти мелодии? (Пауза.) Тяжело ответить сразу. Я дам вам подсказку.

Рис.1 появляется на экране сначала на черном фоне, затем на зеленом, красном, «защитном» и, наконец, на желтом.

Учитель: Что меняется? От чего зависит наше впечатление? От цвета фона. В музыке подобную роль играет музыкальный лад. (Рис. 2.)

Дети поют звукоряд, учитель играет на ксилофоне. Затем педагог берет в руки флейту.

Учитель: Скажите, а что значит «ладить»?

Дети отвечают на вопрос.

Учитель: В культурно-историческом контексте появление ладов совпало с формированием вассально-ленных отношений. Не только и не столько отношений «слуга - господин», сколько отношений «отец и сын», где один главенствует, доминирует, а другой служит, исполняет договор (инвеституру). Что же это значит в музыкальном смысле? Это значит, что один из звуков звукоряда становится главенствующим, доминирующим над другими звуками. Узнать лад можно по последнему звуку.

(Показывая флейту.) Что это? Правильно, это инструмент, флейта. Удивительно, ведь это еще и древнейший способ записи звуков! Для того чтобы музицировать, вовсе не обязательно знать нотную грамоту, можно просто освоить устройство инструмента. Учитель играет Лад «D», Лад «G» на флейте. (Рис.3.)

Учитель: Вернемся к вопросу, что объединяло мелодии. Послушаем лад «D».

Звучит кантига XIII века. Затем песня Стинга «We Work The Black Seam».

Учитель: Охарактеризуйте одним словом. (Ответы детей.) Теперь послушаем лад «G».

Звучит «Qen serve Santa Maria» (XIII век). Затем песня «Битлз» «Norwegian Wood».

Учитель: Охарактеризуйте одним словом. (Ответы детей.) Вернемся к нашему вопросу о внешнем сходстве и глубинном родстве. (Пауза.) Поразительно! Еще в XI веке создатель нотного письма Гвидо д’Ареццо охарактеризовал эти лады. (Рис. 4.)

Мы говорили о музыке, слушали ее, чувствовали, но мы не сделали самого главного. Я глубоко убежден: для того чтобы научиться носить музыку не только с собой (показывает флейту), но и в себе, ее нужно исполнять! Однако инструменты молчат, как и голос, когда мы молчим. Для того чтобы петь или исполнять, необходимо вдохнуть в них жизнь.

На экране появляется рис. 5.

Учитель: Я предлагаю вам два лада и две ритмические конструкции. Для того чтобы вам легче было «ладить», выбирайте инструменты и садитесь в круг.

Прохлопываются ритмы для группы 1 и для группы 2.

Учитель: Ваша задача создать ритмические повторения (остинато) со звуком «D» и «G». А потом я вместе с вами «исполню» эти лады. У вас есть одна минута для репетиции.

Короткая репетиция.

Учитель: Итак, господа «музыканты», вам слово. Когда будете слушать ваших «коллег», попробуйте уловить то самое настроение лада. А после исполнения наших ансамблей мы это обсудим.

Исполнение 1 (1-1,5 минуты). Аплодисменты.

Исполнение 2 (1-1,5 минуты). Аплодисменты.

Учитель: Какие у вас впечатления? (Дети делятся впечатлениями.) У нас получилось исполнить музыку. Так что же это все-таки значит - носить музыку в себе? (Ребята пытаются ответить на вопрос.)

Звучит произведение Джона Доуленда (XVI век) «In Darkness Let Me Dwell» в исполнении Стинга. На этом фоне учитель читает Шекспира, строки, которые прозвучали в начале урока:

Кто музыки не носит сам в себе,

Кого не тронут сладкие созвучья...

Наш с вами современник, Стинг, следуя движению своей души, 20 лет носил в себе музыку англичанина Джона Доуленда, современника Шекспира, автора музыки к спектаклям шекспировского театра. И сегодня, сквозь века, она звучит, она нужна нам, способным носить музыку в себе, счастливым людям, доверяющим друг другу.

И еще. Я хочу напомнить вам небольшой фрагмент.

Демонстрируется видеоролик фильма Френсиса Копполы «Апокалипсис», звучит музыка из песни группы «DOORS» «The end».

Учитель: Многие узнaют группу, исполнителя, кто-то, может быть, обратит внимание, что музыка звучит в одном из «наших» ладов. Но привожу я этот пример не из-за музыкального лада. Дело в способности людей ладить друг с другом. Вы очень скоро получите огромное наследство - нашу Землю. Еще древние греки считали, что она звучит, как и весь космос. Носите эту музыку в себе, учитесь доверять друг другу. Может быть, такая ваша музыка спасет мир?

Михаил СТАРОДУБЦЕВ, учитель музыки средней школы №1060, учитель года России-2008, Москва