Большинство участников группы «Искусство и культура» - филологи. Сюда же вошли преподаватели музыки, один учитель технологии и один учитель физической культуры. В этой публикации я не буду останавливаться на проблеме, насколько конкурсантам удалось представить инновационный проект. Это отдельный вопрос. Но все педагоги рассказали о том, что их волнует и тревожит, чем заняты рабочие будни, как преодолеваются трудности. Этот опыт - самое ценное на конкурсе «Учитель года». Ученики музыканта Раисы Экажаевой из Назрани (Республика Ингушетия) сначала не хотели слушать серьезную музыку, но затем заинтересовались. Помогло проблемное обучение. Сейчас в репертуаре школьного хора 64 песни! Единственным учителем технологии на конкурсе оказалась педагог средней школы №11 с углубленным изучением отдельных предметов города Железногорска Курской области Вера Черепанова. Вера Александровна считает, что мы должны видеть не просто учеников, а мальчиков и девочек, поэтому на конкурсе она представила гендерный подход к обучению. Филолог из Алексина Тульской области Светлана Кулакова поделилась приемами создания «вопрошающей» ситуации на уроке. Преподаватель 18-й гимназии уверена: «Задача учителя - правильно построить диалог с учеником и автором произведения». Учитель русского языка и литературы Дульдургинской средней школы Агинского Бурятского округа Оксана Ванчикова поделилась игрой: задача - согреть свои теплом камень, совершить маленькое чудо, когда холодный, неприятный предмет становится теплым, пройдя через детские ладошки. А Екатерина Воеводина, педагог 6-й гимназии города Новочебоксарска Чувашской Республики, рассказала, как превратить МХК из Золушки в принцессу.

Немного подробнее хочется рассказать о шестерых участниках междисциплинарной группы. Их проекты показались мне самыми интересными.

Рождение читателя

Четыре года назад филолог 16-й гимназии Тюмени Елена Володина провела входящую диагностику в своем восьмом предпрофильном гуманитарно-филологическом классе и в соседнем восьмом, социально-гуманитарной направленности. Результаты оказались примерно одинаковые - к полноценному восприятию художественного текста готовы только 2% учеников. Елена Николаевна начала размышлять, как изменить ситуацию. Так родилась система развития языковой личности высшего уровня. Что это такое? Если оперировать научными терминами, «для нее характерно управление речевым поведением и готовность к эстетическому восприятию текста». Если говорить проще, научившись полно и целостно понимать художественный текст, ребята начинают читать, начинают любить книгу. Они открывают для себя мир литературы, включаются в диалог с творцами художественных произведений. Как? «Через удивление, интригу, саму тему урока. Как, например, на занятии «Загадка стихотворения Бориса Пастернака «Сложа весла». Через проблемную ситуацию, неожиданный вопрос, как на уроке «Кто герой раннего Маяковского?», - рассказывает Елена Володина. Так рождаются читатели.

На одной волне

Наталия Клещерова работает учителем русского языка и литературы в сельской школе. Здесь замечательные условия для осуществления проекта по созданию гуманитарного образовательного пространства развивающего характера. Есть Ленинуглевская средняя школа Кемеровской области, хорошо оснащенная, с работоспособным коллективом, есть школа искусств, детский сад и психолого-педагогический центр. Остается только объединить усилия и создать отделение раннего эстетического развития для ребятишек с трех лет. Работают в нем школьные учителя и педагоги школы искусств. Они развивают художественные, творческие способности учеников, образное, ассоциативное, критическое мышление, фантазию, образную память... Готовят своих будущих учеников. Наталия Владимировна ведет у малышей курс развития речи. «Сейчас я приняла своих первых учеников в 5-й класс. Мне было жалко уезжать от них на конкурс, честно говоря. Это такое счастье - приходить в класс, когда тебя понимают, когда ты работаешь с учениками на одной энергетически-пространственной волне».

Два микрофона

В 51-й воронежской школе было два микрофона. И это определило развитие проекта, всю тяжесть организации которого взяла на себя учитель музыки Ирина Землянская: «Ребята разделились на дуэты. К формированию дуэта были предъявлены следующие требования. Его участники должны быть из разных возрастных групп. Одним из участников мог стать родитель, родственник ученика, а также учитель. Каждая пара должна была подготовить три песни. Роль учителя - консультант, координатор. Мне приходилось создавать дуэты, подбирать репертуар, искать музыкальные фонограммы - минусовки, учить, как вести себя на сцене, ставить номера». Репетиции длились три недели, финал проходил три дня. На него продавались билетики, дешевые, всего по пять рублей. С их помощью зрители могли голосовать за дуэты. А на собранные деньги купили игрушки для Дома ребенка. На следующий, 2007, год проект развернулся по-настоящему. Вместо 9 пар - 22, участниками стали все дети с 1-го по 11-й класс. А главное - теперь в школе есть шесть микрофонов, и значит, можно петь не только дуэтом...

Интернет не поможет

«Школьники должны получить представление о литературном процессе, который имеет внутренние движущие силы и в котором все со всем взаимосвязано. Глубинные связи между странами и эпохами, между героями и ситуациями можно выявить, используя методику мифореставрации, то есть восстановления мифа в художественном тексте», - уверена филолог Няганской гимназии Ханты-Мансийского автономного округа Софья Галян. Оказывается, у мифа и художественного текста может быть три уровня связей. Первый - это прямые заимствования из классической мифологии сюжетов, мотивов, образов, в том числе имен. Второй - когда писатель сам создает свою мифологическую систему. Третий - когда миф угадывается только как аллюзия, ассоциация. «Применение методики мифореставрации высвобождает творческий потенциал учеников, ведь творческие работы, которые им предлагаются, ни из какого Интернета не скачаешь...»

Плюсы

Тема проекта учителя физической культуры, заместителя директора по воспитательной работе Восходской средней школы Рязанской области Марины Беретарь - отметка. Марина Геннадьевна задалась целью искоренить недостатки этого инструмента. Известно, что, к сожалению, «в сложившейся практике на уроке физической культуры достижения учеников оценивают без учета психофизиологических и конституционных особенностей каждого». Марина Беретарь предложила такую систему: отметки за контрольные упражнения выставляются в отдельную тетрадь, и ученик может их исправить, получив плюс за выполнение другого упражнения. Так, мальчик, который недостаточно быстро бегает и заработал только тройку на стометровке, компенсирует этот недостаток замечательной выносливостью. За бег на 2 тысячи метров он получает «пять с плюсом», благодаря плюсу исправляет тройку на четверку. Ученики рязанского педагога не боятся отметок. Они любят физическую культуру. И, как показывают результаты медицинского осмотра, стали меньше простужаться. Такая вот «арифметика».

Творчество - идея для школы

Для того чтобы осуществить свой проект, учителю музыки московской средней школы №1060 Михаилу Стародубцеву пришлось переквалифицироваться в автора-составителя образовательной программы. «Стандарт 2004 года, как и предыдущие, предусматривает изучение предмета «Музыка» лишь до 8-го класса. Нам и ученикам нужно было двигаться дальше. Так мы создали программы, которые прошли экспертную оценку в Московском институте открытого образования и Институте новых технологий». К проекту присоединились коллеги Михаила Леонидовича, родители его учеников, администрация школы. А затем начались структурные изменения. «Увеличение количества часов музыки в учебном плане привело к увеличению числа педагогов, количества кабинетов, количества инструментов. Появилась кафедра музыкального образования и воспитания. Мы создали мастерскую по изготовлению музыкальных инструментов». Возникла комплексная программа «Мировая музыкальная культура». Школа начала жить творчеством. А работу Михаила Стародубцева оценили самой высокой оценкой - званием «Учитель года России».