Комплексно-целевая программа, рассчитанная на 2001-2005 годы, включает в себя все аспекты работы, которые влияют на образование и воспитание подрастающего поколения, начиная от учебного плана до организации совместной деятельности педагогов, родителей, учеников и социальных партнеров. Но в основе всего, разумеется, - новое качество образования, которое диктуется новым временем.

В течение восьми лет школа работает над созданием системы управления качеством образования. За это время разработаны концепция, образовательные программы, перспективный учебный план с углубленным изучением предметов и определены механизмы управления качеством и в целом управления образованием.

Прежде всего следует отметить, что изменяются функции и способы управленческой деятельности (экспертная, информационно-аналитическая, методологическая, в плане создания нормативной базы), разрабатывается технология управления развитием в образовании, включая контроль результатов инноваций, «выращивается» административная команда, способная работать в новых социально-экономических условиях, создаются условия для творческой инициативы учителей, выстраивается соответствующая организация образовательного процесса и всей работы школы. Все это входит в понятие проектной технологии, подробно описанной в программе развития школы и планомерно осуществляемой в течение ряда лет.

В 40-й школе выстроена четкая система управления, которая, как и любая система, делится на уровни. Первый - самый общий - включает в себя все вышеперечисленное, то есть концепцию, программу развития школы, инновационные проекты, над которыми работает весь коллектив, и так далее. Это уровень администрации. Три последующие носят локальный характер, но также имеют свою градацию. Уровень учителя - это его педагогическая система, авторские программы, инновационные проекты, в которых участвует он сам. Уровень ученика подразумевает программы углубленного изучения предметов, начиная с первой ступени обучения, индивидуальную программу, допрофессиональную подготовку. И уровень родителей соотносится в первую очередь с системой воспитания. Школа, получается, как дом с крепким фундаментом, прочной крышей, надежными стенами и открытыми настежь дверями. Сюда входят те, кто осознает себя участниками образовательного процесса и готов выстраивать систему воспитания и образования с учетом индивидуальных запросов.

Все это дает основания моделировать образовательные системы и даже образ выпускника. Но надо отметить такой нюанс: в школе, поскольку тут обучаются самые разные дети, обязательно учитывается контингент учеников - способные и одаренные ребята, те, кому учеба дается нелегко и кто трудно поддается воспитанию, дети «группы риска». А потому в школе в каждой параллели сохраняются общеобразовательные классы.

Итак, над какими же моделями выпускника работают педагогический коллектив школы и сами ученики? Их три основных - «Гуманитарий-краевед», «Выпускник с углубленными естественно-научными знаниями» (его называют еще широкообразованным естественником) и «Исследователь-энциклопедист с более глубокими познаниями в области физики и математики». Это не просто красивые слова. К каждому типу выпускника создана своя образовательная система. Естественно, в чем-то они перекликаются, тем не менее отбор содержания образования, подготовка учебных программ для гуманитарного, естественно-научного и физико-математического циклов учебных предметов отличаются, как отличаются диагностические и контрольно-оценочные методики.

В конечном итоге - высокий показатель образованности школьников, а затем и выпускников, рост их личных интересов, но дело не только и не столько в этом. Главный смысл всей педагогической деятельности и управленческой системы, созданной в школе, в том, чтобы создать условия для мобилизации всех внутренних ресурсов личности ребенка, сформировать у него адекватную самооценку и мотивацию достижения общечеловеческих нравственных ценностей.

Казань, Республика Татарстан