Поверь, не бойся и... проси

Что нужно для того, чтобы вам дали денег? Первое и самое необходимое условие состоит в том, чтобы вам поверили. Вряд ли директор школы готов исполнять роль гуру или пророка. Есть более простой путь, в основе которого лежит понятие «открытость».

Для школы это означает открытый бюджет, открытую коммуникацию, возможности взаимодействия с учениками, родителями, местным сообществом, органами власти, бизнесом. Такого взаимодействия, которое практически равно со-управлению. Чтобы немедленно не отпугнуть директора, скажу, что со-управление отнюдь не означает принятие административных решений голосованием. Право и ответственность за принятие решений в школе всегда должны оставаться за директором. Но вот найти себе бесплатных и заинтересованных помощников можно.

Делая бюджет открытым, вы «выбиваете» основной козырь у тех, кто считает, что дело в «плохом» директоре (не умеет руководить, не заботится об учителях, учениках, родителях, учебном процессе, злоупотребляет средствами... список можно продолжить), и ждете разумных предложений. Нет предложений - нет права на критику. Если предложения есть, то сначала они пройдут через «дружественный огонь», то есть через оценку и критику всего школьного коллектива. Те, что выживут, безусловно, заслуживают вашего внимания.

Открытий бюджет дает возможность потенциальным «донорам» увидеть реальное положение вещей и ощутить уважение к их желанию иметь необходимую информацию для принятия решений.

Итак, ближе к делу. Начнем с вопроса. Как вы думаете, какую часть бюджета Гарвардского университета составляет материальная помощь выпускников? Ответ - 40%. Что такое 40% для Гарварда? Это сотни миллионов долларов в год. Ну конечно, скажете вы, мы - не Гарвард. Но вашей школе и необязательно иметь сто миллионов! А задуматься следует вот о чем. Ни разу в жизни школа, которую я закончил, которую я люблю до сих пор, и часто навещаю, не обратилась ко мне с предложением ей помочь. А на что могла бы рассчитывать, если бы обратилась? Это как раз зависит от ясности и разумности целей, плана их реализации, открытости бюджета.

Думаю, ЛЮБОЙ человек, выпускник, готов дать столько, сколько вы можете взять без возврата, пусть не у друга, но у хорошего приятеля.

Интересный факт: те, кто готов дать деньги один раз, готовы давать их регулярно. Конечно, важно знать меру. И эту меру можно узнать, установив постоянное общение с вашими выпускниками. Как?

Прежде всего нужно узнать, кто где сейчас находится. Какие для этого есть возможности? Найдите хотя бы одного человека из выпуска. Он расскажет вам о других, те - о третьих и так далее. Многие родители ваших нынешних учеников оканчивали вашу школу. Вот еще одна ниточка. Многие - и вы удивитесь сколько, - живут по тем же адресам, что записаны в классных журналах. Кто-то стал знаменитостью и всегда на виду. Ну и, наконец, есть база данных, телефонные, адресные, милицейские... разные. Кстати, многие выпускники мечтают о том, чтобы вы их нашли. Всех. И собрали бы вместе. А вот когда вы их соберете... О чем их просить? Как говорится, кому что нужно - деньги, добровольный труд, офисную технику, пусть не новую, скидки на услуги, связи и контакты, встречи с учениками и многое другое. Но на самом деле, имея адреса выпускников, даже необязательно собирать их в школе, только чтобы попросить что-то. Для начала сделайте это наиболее дешевым способом. Например, ученики могут поздравить ваших выпускников с каким-нибудь праздником по телефону. И пусть спросят, можно ли прислать им письмо с просьбой о посильной помощи (кстати, среди детей можно организовать конкурс на лучшего, как сейчас говорят, «фандрейзера» или «промоутера», дело, конечно же, не в названии).

Письма эти можно послать по почте, а можно и вручить лично. Последнее, конечно, лучше, особенно если принесут их дети. Красивая бумага, открытка, красивый конверт, детским почерком написанное письмо. Приложите также отпечатанный бюджет школы, описание целей (зачем вам деньги, как именно вы их собираетесь тратить), сроки их осуществления. Обязательно напишите, как вы собираетесь поощрять благородство выпускников. Если вы не готовы поручать детям сбор денег (ведомости, расписки, слишком большая ответственность), приложите к письму квитанцию для оплаты в банке. Хорошо, чтобы сумму выпускник написал в присутствии делегата от школы. Кстати, напомнить об оплате не стыдно. Важно не упрекать и не требовать, а указать на срочность вашей потребности.

Периодически повторяйте эту процедуру, со временем вы сможете сделать информационный бюллетень с формой, помогающей вашим выпускникам определить сумму пожертвований. Постепенно, с ростом количества средств, такой бюллетень может стать цветным буклетом с фотографиями и т.д. Такие бюллетени могут содержать вопросы, касающиеся не только денег, но и таких вещей, как добровольный труд.

Безусловно, что это всего лишь верхушка айсберга. Вы скажете - гигантская работа. Да, работа большая, но делать ее предстоит не только и не столько вам, сколько вашим ученикам, родителям, выпускникам.

Но предположим, ваша школа - новая, только что открылась. Что делать?

В первую очередь вспомним о благотворительных мероприятиях. Например, о ярмарках или аукционах, на которых могут продаваться предметы детского творчества, подержанные вещи, произведения искусства (кто-то из ваших выпускников, родителей, учеников может быть фотографом, художником, певцом), копии старых школьных фотографий, букинистическая литературы, учебники. Причем это необязательно должно быть именно пожертвованием - вы можете дать возможность, устроить вашим родителям вполне веселую, так называемую дворовую распродажу, или, по-нашему, «барахолку», когда они платят за место в вашем школьном дворе и за символические деньги освобождаются от ненужных вещей. Тут же музыка, соки, закуски...

Можно устраивать соревнования среди выпускников и родителей, когда за участие в соревновании надо платить. Еще один ресурс - прокат спортинвентаря, который есть у вас или который кто-либо согласится доверить вам именно для этих целей. Ведь многие с удовольствием хранили бы видеокассеты, CD, лыжи, коньки, ролики, велосипеды и пр. не у себя на балконе или в коридоре. Эти вещи могли бы стать основой для клубов по интересам, объединяющих любителей, скажем, велопутешествий, компьютерных игр, видеофильмов и т.д. А за членство в клубе можно собирать взносы.

Интернет становится притчей во языцех. Интернет-сайт школы может приносить вам деньги. Если у каждого класса, выпуска будет своя страница на сайте, то вы сможете собирать средства на его поддержание плюс кое-что для школы.

Если среди ваших выпускников есть знаменитости, вы сможете попросить их надписать сотню-другую фотографий и затем продать на аукционе, благотворительном обеде...

Проектная деятельность, так же как и интернет, становится сегодня веянием времени. И если проект «Гражданин» практически обучает детей быть активными гражданами, то детские и взрослые бизнес-проекты могут помочь и вашей школе. Методика проектов проста и универсальна и решает многие педагогические и практические задачи.

Отдельная история - это сотрудничество с бизнесом; я не о том «сотрудничестве», которое существует во многих школах, когда помогают состоятельные папы и мамы, а о сотрудничестве с корпоративным бизнесом, который заинтересован в своем имидже. Так, если вы планируете какое-либо мероприятие и оно может быть интересно СМИ, начальству, общественности, то это хороший повод предложить его спонсировать как местной бензоколонке, так и компании по производству напитков. Список спонсоров может быть ограничен только вашей фантазией. Важно до встречи или разговора с ними продумать, чем можете вы быть для них интересны, и не забывать о том, что помощь может выражаться не только в деньгах, но и в тех самых бесплатных напитках, бензине для школьного автобуса...

Когда у вас есть интересная идея, то еще одна возможность для ее осуществления - гранты. Я не смогу перечислить все виды деятельности, на которые можно получить грант от многочисленных российских и международных организаций. Предложите детям, родителям и любым заинтересованным лицам провести поиск в интернете. Вы удивитесь количеству и разнообразию предложений на этом рынке.

Евгений БЕЛЯКОВ, преподаватель Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования