Для удобства общения в каждой стране есть несколько добровольцев, которые помогают новичкам. Сотрудники центрального офиса проверяют поступившие заявки, отсылают их координаторам, чтобы те проверили правильность данных и включили заявителя в Сеть. Данные о себе, естественно, следует вносить латинскими буквами. Если кто-то заполнил анкету кириллицей, иероглифами, клинописью и так далее, технические работники стараются вычислить, из какой страны поступила заявка, и пересылают нам, координаторам, с просьбой разобраться и помочь новичку. Часто бывает, что в анкете заполнены не все поля, из-за чего программа не пропускает очередную заявку в общую базу данных. Проверив, в чем проблема, изредка отвечаю в Нью-Йорк: это Белоруссия... СНГ... страны бывшей Восточной Европы.

Но обычно ко мне попадают анкеты, заявления, вопросы соотечественников. Тогда я пишу краткое электронное письмо с просьбой подтвердить интерес к организации и проектам, а также дополнить сведения о себе. Как ни странно, чаще всего учителя почему-то забывают указать свою... профессию. Иногда в графе «Возраст ваших учеников» указывают свой. Путают телефонные коды с почтовыми. Вместо адреса электронной почты указывают адрес сайта, где они завели почтовый ящик, например www.rambler.ru, и так далее.

И все же процесс идет. Перемены происходят буквально на глазах. Если год назад, разослав по России двести электронных писем, я получила всего два ответа, то теперь получаю десяток. Кроме того, количество писем растет после каждой публикации. Вопросы и проблемы у всех одинаковые, поэтому готовые электронные варианты ответов и методички по проектам я держу на рабочем столе компьютера. Отвечаю всем.

Сложности, возникающие сегодня при общении с помощью ИКТ, можно классифицировать следующим образом.

Электронная почта

Все школы Новосибирской области имеют свои интернет-представительства, созданные с помощью Областного центра информационных технологий. Зайдя на сайт Новосибирской образовательной сети НООС (www.websib.ru), нахожу слева строчку «Образовательные учреждения», кликаю - и 1200 школ области, разложенные по районам, как на ладони. У каждой школы есть адрес электронной почты, но большая часть из ящиков не работают. Дело в том, что у директора и сотрудников пока нет привычки и потребности регулярно проверять, не поступило ли сообщение из большого мира. Реально это означает, что за минувший год все e-mail попросту забились электронным мусором, и новые послания возвращаются обратно.

Поэтому если мне вдруг приходит ответ, я копирую электронный адрес в специальную папку. Если же ответа нет, звоню по указанному на сайте телефону, обязательно спрашиваю, есть ли электронная почта, умеют ли люди ею пользоваться. Конечно, ИКТ существенно облегчают процесс делового общения: электронное послание идет мгновенно и ничего не стоит. Необходимо сделать быстрый опрос, узнать мнение об актуальной проблеме - теперь пишу не наугад, а обращаюсь к своей маленькой, но растущей «могучей кучке». В течение дня обязательно отзовутся директор школы №112 Новосибирска Вадим Платонов; директор школы села Полойка Краснозерского района Алексей Мильхин; завуч школы №2 «Спектр» города Бердска Татьяна Смирнова; завуч гимназии №6 Новосибирска Наталья Заикина и многие другие. Есть учителя, с которыми мы давно работаем вместе над проектами, например, Римма Жукова из Миасса Челябинской области.

Электронная папка с именами растет. Получая письмо, я вижу по адресу, кто пишет, а мои корреспонденты видят меня в строке «Адрес». Общение неформальное, обращение друг к другу, как во всем мире, просто по имени. Бывает и вовсе без обращения и без подписи, если я точно знаю, кому пишу, и мой партнер меня ни с кем не спутает. Иными словами, этикет здесь простой - именно такой же, как при любом неофициальном общении.

Когда педагог отвечает мне либо откликается на мою статью, сразу видны сложности, которые он испытывает при работе с техникой или программами. Меня восхищают коллеги, которые, по их словам, никогда раньше не пользовались ИКТ, но когда в школе появилась техника, решили, преодолев естественную робость, самостоятельно осваивать новшество. Страх перед ошибкой в системе отечественного образования очень велик. Люди стесняются, путаются, извиняются. Лично мне кажется, что ошибки, опечатки, неумение обращаться с компьютером, пользоваться клавиатурой, особенно латинской, - это мелочи. Объяснения по типу «Тут написано русское «и» и доллар, ну, значок долларовый» привычны и понятны. Знаю, что «и» - это латинское «u», а доллар - латинская буква S. Набирая любой текст в компьютере, легко все сохранить, исправить, скопировать и так далее. За месяц ко мне обратились 327 человек, я каждому ответила, отослала методичку по проекту «Местная история». Процесс отправления письма занимает 5-10 секунд.

Единственное пожелание, которое хотелось бы донести как до новичков, так и до продвинутых пользователей - если вы отправляете письмо координатору, коллеге, отсылаете труды учеников по групповому адресу, то, пожалуйста, не забывайте подписать в конце свое имя, указать школу, город и страну. Старайтесь делать это сами и обязательно учите этому учеников.

Как ни странно, собственное имя - то, что люди чаще всего забывают написать, отсылая свои труды в проект. Грешат этим не только дети, но и многие взрослые. К примеру, пришло очередное электронное послание: адрес незнакомый, вместо текста письма - пустота, в строке «Тема» ничего не написано. Есть вложение, но название файла в виде набора символов не разберешь. Я едва не уничтожила письмо, решив, что это вирус. К счастью, в строке «Адрес отправителя» мелькнуло название населенного пункта. Несмотря на 327 обращений за месяц, причем из всех уголков России, сочетание букв показалось знакомым. Я проверила вложение на вирусы, расшифровала таинственное имя файла, открыла - оказалось очень хорошее письмо, но без подписи, без каких-либо данных о его авторе. В таких случаях копирую один из вариантов ответов: «Уважаемые коллеги, отвечая мне, пожалуйста, не забывайте указать ваше имя, школу, населенный пункт. Текст письма пишите здесь, под строкой «Тема».

И так далее. Главное - желание общаться. Я уверена, что мои коллеги из отдаленного села или города быстро всему научатся.

Поисковые системы: ищем друг друга

Прочтя очередную не полностью заполненную анкету, я пишу коллеге на указанный электронный адрес. Кроме того, если указаны школа и населенный пункт, проверяю через Интернет, соответствуют ли данные действительности. Для чего это нужно? Мы работаем с детьми, поэтому следует соблюдать сетевую безопасность. За рубежом не принято выкладывать в открытый доступ сведения о детях, а значит, все сайты организации IEARN и базы данных открываются только при введении пароля.

Прежде чем добавить кого-либо в свою педагогическую сеть, я проверяю, действительно ли заявитель работает учителем. Если на электронное послание нет ответа, самое простое уничтожить заявку. Но вдруг ее оставили мои коллеги, которые только начинают работать по проектам, хотят общаться с миром?

Воспользуемся поисковой системой. Открываю www.yandex.ru. В строчку «Поиск» ввожу, например, слова «Сайт лицея №3 Иркутск». Конечно, не все школы России уже имеют собственные сетевые страницы, но ситуация меняется буквально ежедневно. Мой поиск увенчался успехом, открылся прекрасный сайт, и я быстро нашла среди методических объединений учительницу английского языка Марину Мичку. Отослала ей краткое письмо. Весь процесс - проверка анкеты, поиск школы, отправка готового письма - занял ровно две минуты. Получила ответ, кстати, с подписью. Надеюсь, вскоре мы увидим Марину среди участников проекта и авторов статей об использовании ИКТ на уроках английского языка.

С помощью Всемирной паутины можно найти что угодно - почтовый индекс, код города, страны, формы заполнения анкет и так далее.

Материалы для уроков и прочих удовольствий

Практически на каждом крупном сайте есть своя поисковая система. С ее помощью можно искать либо информацию, расположенную на этом ресурсе либо в одной из указанных категорий, либо по всей Сети. Если вы не владеете иностранными языками, к вашим услугам тот же Яндекс и русская версия Google (www.google.ru). Желательно для начала немного подумать над тем, что именно вам нужно, сузить поиск. Ведь если вы введете слово «Фотография», на вас выпадет три миллиона ссылок. Если же написать «Появление фотографии», количество страниц уменьшится до тысячи. Поэтому нужно постараться кратко сформулировать, что именно вас интересует (например, «Первая фотография в мире»), тогда поиск несравненно облегчится.

Если вы владеете английским языком, пользуйтесь поисковыми системами Yahoo (www.yahoo.com), Google (www.google.com). На главных страницах солидных сайтов указаны категории, даны ссылки. Скажем, я хочу узнать, почему мне кажется знакомым лицо актера, играющего роль в новом сериале. Откуда-то он возник таким вот готовым, с седой шевелюрой. А где же он был раньше? Почему я его не помню, хотя хорошо знаю кино? Открываю Yahoo, нажимаю ссылку TV, набираю в строке Search его имя. И узнаю, что это известный австралийский актер и режиссер, которого увидели создатели фильма «Властелин колец». Он поразил их своей нестандартной внешностью, и его пригласили на одну из ролей. Находка пригодится на уроке по теме «Мой любимый фильм», так как «Властелина колец» смотрели все дети.

Если вы ищете что-либо конкретное, можно воспользоваться сетевой энциклопедией Wikipedia (http://wikipedia.org). Вводите в поиск имя или название, читаете, отбираете нужный материал, копируете, сохраняете и - используете на уроках.

Новости можно ежедневно просматривать на сайте http://allnews.com. Если вам нравится конкретное издание, найдите его через поисковую систему либо наберите сразу название, а после точки - либо com, либо org. Журнал People, например, недавно выложил в открытый доступ все свои номера начиная с первого (www.people.com). Статьи и сообщения в журнале написаны хорошим английским языком, фотографии исключительно приличные. Пригодится для темы «Знаменитости», да и основные события эпохи в нем отражены неплохо.

Новосибирск