Комментарий «УГ»

*См. статью Екатерины ГАВРИЛИНОЙ «Чем лучше, тем... хуже?», №16, 2008 год, «ИКТ в образовании».

Стоит отметить, что сегодня большинство институтов работают в условиях сокращения объемов часов, отводимых на изучение предметов. Но при этом большое количество часов остается на самостоятельное изучение дисциплин.

Кроме этого, если внимательно изучить потребности рынка, то становится очевидным, что специалист должен уметь работать с информацией, представленной на этом рынке.

Если совместить потребности рынка и возможности, предоставляемые учебным планом дисциплин, то удастся добиться максимального эффекта. В этом случае будет произведена не формальная информатизация изучаемого предмета, а полноценная подготовка специалиста, что и должно быть основной целью обучения. Как этого можно достичь? Ответ очевиден: за счет использования часов, отводимых на самостоятельное изучение дисциплины. Именно здесь необходимо в первую очередь информатизировать образование, поскольку от самостоятельной работы студента в институте, полученных навыков в обработке, нахождении и исследовании информации зависит дальнейшая его успешность в карьере.

Такой подход предполагает, что в начале изучения дисциплины каждый студент получает индивидуальное задание по теме курса. Это может быть, например, написание реферата/доклада на первом/втором курсах, разработка индивидуальной презентации по теме курса, проведение исследований по одному из разделов курса при изучении профилирующего предмета на старших курсах и так далее.

Попытаемся разобраться, почему именно такая форма информатизации обучения представляется наиболее успешной, какие цели при этом могут быть достигнуты и что требуется от самого института и преподавателей.

Прежде всего при этом студент получает так необходимый на современном рынке навык работы с информацией. Он не только закрепляет свои знания по предмету, но и отрабатывает навыки поиска, анализа и представления информации. Все это, как утверждают специалисты рекрутинговых компаний, необходимо вчерашнему студенту при его трудоустройстве на современном рынке.

Стоит отметить, что на старших курсах при выполнении таких работ с информацией у учащихся формируется и само представление о рынке, с которым они будут работать, выстраиваются системы достоверности источников информации, формируются «контентные маячки», позволяющие в дальнейшем выполнять классификацию предлагаемых данных по прямым и косвенным признакам. Таким образом, студент готовится не только по одной дисциплине, а выполняет привязку данного предмета ко всей системе образования и, что зачастую даже важнее, к структуре рынка. При таком подходе формируется и заполняется достоверная информационная структура рынка, на котором студенту предстоит начать работать сразу же после выхода из института. Следовательно, повышается конкурентоспособность выпускника вуза.

Такой способ информатизации образования требует от учебного заведения предоставления студентам возможности работы с информационными ресурсами. В самом простом случае это заключается в предоставлении возможности выхода в Интернет и использовании специализированных программных продуктов в своей работе, что может оказаться просто необходимо для анализа найденной информации.

Как показывает опыт общения со студентами, не у всех есть возможность работать в Глобальной сети из дома. Поэтому при непредставлении студенту такой возможности институтом вряд ли можно выполнить условия информатизации учебного процесса в предложенной форме. Но здесь стоит отметить, что большинство отечественных вузов начинают осознавать данную потребность со стороны студентов, хотя и все-таки очень часто оказываются не готовыми удовлетворить ее.

От преподавателя такая информатизация образования требует большей ответственности и более глубоких знаний. В этом случае невозможно просто однажды создать презентацию, а потом многократно ее воспроизводить. Необходим постоянный анализ информации на рынке, необходимо уметь самому выполнять поиск и подбор данных, уметь анализировать и оценивать данные. В этом случае преподаватель перестает быть просто человеком, озвучивающим некогда собранные им информационные сведения, он превращается в наставника, который позволяет студенту не только освоить учебную дисциплину, но и позиционироваться на самом рынке. То есть получается, что преподаватель становится втянутым в процесс погони за знаниями и становится в этом процессе партнером и наставником студентам, что только повышает его ценность как преподавателя.

Только такая информатизация образования имеет смысл и принесет реальную пользу при ее внедрении в образовательный процесс. Во всех остальных случаях достигнуть желаемого результата и получить качественный уровень подготовки специалиста не удается.

Екатерина ГАВРИЛИНА, проректор по НИР Среднерусского университета (Гуманитарно-технологического института), Обнинск, Калужская область