Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

В преподавании этих предметов можно предложить несколько основных направлений использования новых информационных технологий (рис. 1).

Демонстрация учебных материалов

Как правило, главным наглядным пособием для преподавателей всегда были настенные демонстрационные плакаты, карты, схемы и учебные фильмы. С помощью же мультимедиасредств можно легко демонстрировать материалы, взятые из новых российских и зарубежных атласов, научных публикаций, из Интернета. Они позволяют направить внимание ребят на важнейшие объекты и явления, изображенные на картах и других наглядных материалах.

Так, при изучении нового материала можно использовать продукт компании «1С: Образовательная коллекция», который в доступной, наглядной форме представляет ученикам теоретический материал (рис. 2).

При работе с интерактивной доской особенно интересны ресурсы, которые можно взять из Единой коллекции (http://school-collection.edu.ru), - «Географические обучающие модели», «Иллюстративно-хронологические материалы «Географические открытия», «Дидактические материалы дистанционного зондирования Земли» и другие.

Проверка знаний обучаемых

Для этого возможны различные подходы с применением информационных технологий:

использование контролирующих компьютерных программ (тесты, индивидуальные задания), предназначенных для автоматизированной проверки уровня знаний и умений;

использование специализированных образовательных серверов в российском сегменте Интернета, которые содержат разнообразные интерактивные тесты.

Удобны в использовании интерактивные проверочные материалы серии «Готовимся к ЕГЭ» от фирмы «Просвещение-МЕДИА». Специальные тренажеры, входящие в состав данных продуктов, позволяют развивать у детей навыки подготовки к экзаменам в тестовой форме. Наличие журнала пользователя помогает фиксировать все попытки по сдаче зачетов и анализировать их.

Самостоятельная работа школьников

Метод проектов составляет основу технологии проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении ребятами учебного географического и экономического материала и создании конкретного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Внедрение учебных проектов в образовательный процесс способствует решению проблем развития у детей самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки к обучению на протяжении всей жизни.

Ученикам предлагается самим выбрать тему и идею проекта по наиболее актуальным и интересным вопросам изучаемых дисциплин. Для защиты проекта обучаемые подготавливают презентации с использованием программы «MS PowerPoint», которые используется в дальнейшем для проведения уроков и внеклассной работы. Наиболее удачные проекты ребята защищают на научно-практических и краеведческих конференциях в школе, в районе, городе.

Обобщение и систематизация знаний

Анализируя возможности использования ИКТ для обобщения и систематизации знаний, можно выделить три возможных направления их использования в изучении экономики и географии:

компьютер как моделирующая среда в деловых играх;

компьютер как инструмент решения экономических задач, обработки статистической информации;

компьютер как источник информации, средство выхода в Интернет.

Например, во время проведения уроков-игр, уроков-дискуссий и тому подобного используются разнообразные электронные справочники, энциклопедии, а также мультимедийные диски с тематическим наполнением - музыка, видео и так далее (рис. 3).

Для решения задач по экономике и экономической географии, для статистической обработки и систематизации данных ученики на уроках используют возможности программы MS Excel.

Виртуальные практикумы по экономике из Единой коллекции ЦОР содержат краткий курс теории, описание экономической модели, ход лабораторной и контрольные вопросы. Можно менять значения параметров или конфигурацию модели и наблюдать за результатами, автоматически заносимыми в таблицу (рис. 4).

Перспективным направлением можно считать использование на уроках и во внеурочной деятельности информационных источников сложной структуры (ИИСС), созданных в ходе реализации проекта ИСО. Эти разработки придают процессу обучения новое качество (рис. 5).

ИИСС в отличие от наборов ЦОР могут быть охарактеризованы как вполне самостоятельные, но локальные разработки, которые не претендуют на охват всего предмета, задают определенный набор видов учебной деятельности. Они весьма разнообразны и делятся на три категории.

ИИСС 1 типа:

«Картографическая лаборатория»;

прикладная информационная система «Геоэкономика. Геополитика. Геокультура».

ИИСС 2 типа:

«УМК Электронно-картографических материалов для преподавания и изучения курса «Физическая география» и курса социально-экономической географии мира»;

«Школьная урбанистика».

ИИСС 3 типа:

«Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями»;

«Учебный электронный конструктор по географии».

Подводя итог, следует отметить, что представление о современных технологиях в обучении нельзя свести только к применению компьютера, средств мультимедиа и внедрению электронных учебников. Максимальный педагогический эффект достигается лишь в условиях разумного включения средств ИКТ в сложившуюся методическую систему работы учителя, создание особой увлекательной среды учебного познания, когда начинают меняться существующие учебные практики.

Важно активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив при этом не только характер его работы, но и позицию и характер деятельности учителя. Теперь роль педагога заключается в организации индивидуального обучения каждого школьника, что неминуемо приведет к изменению характера взаимоотношений между учителем и учеником.

Галина ЧИСТИЛИНА, учитель географии и экономики МОУСОШ №60, Ростов-на-Дону