Трудно сказать, стал бы древнегреческий математик доказывать свою теорему или нет, знай он, к каким последствиям это приведет...

Или другой пример. Высоколобые ученые мужи «разложили» великий и могучий русский язык на шесть падежей. А школа и тут не удержалась, сочинив акростих: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!»

Бывают, конечно, и более серьезные образцы школьного творчества вроде спектральной литературно-физической связки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», но чаще всего любая наимудрейшая научная теория разбивается на мириады осколков или отражается в миллионах прямых, полупрямых и откровенно кривых зеркал, попадая в среду зубрил, хорошистов, троечников, второгодников...

Загадочная аббревиатура

В середине восьмидесятых годов во всех школах нашего весьма обширного тогда Отечества появился новый предмет. Его аббревиатурное название (ОИВТ) звучало загадочно, а расшифровка (Основы информатики и вычислительной техники) пугало своей протяженностью. Ведь школа обладает поистине удивительной способностью все сокращать и упрощать. Совершенно спокойно физическая культура здесь превратилась в физру, литература в литру, а учительница химии - в химичку.

Как педагогом стать и как им быть?..

Ученики за партами сидят.

Они из слабых лепят, что хотят.

Об твердолобых расшибают лбы...

Основную тяжесть преподавания нового предмета приняли на себя учителя математики - наиболее близкого по абстрактности школьного курса. Тогда же появились и представители первой волны компьютерной «эмиграции», то есть профессионалы-айтишники, успевшие поработать с учениками в вычислительных центрах и учебно-производственных комбинатах, где собирались лучшие ребята из окрестных школ.

Лично я сам руководил производственной практикой байкитских школьников, работая в вычислительном центре Эвенкийской нефтегазоразведочной экспедиции, хотя ни техника, ни программное обеспечение там не были предназначены именно для учебной работы. Из примерно десятка учеников, проходивших у нас практику, двое выбрали вуз, напрямую связанный с ЭВМ. Правда, моя волна компьютерной «эмиграции» была связана не с введением в школьную программу нового предмета, а с развалом геологии и массовым сокращением работников геологических организаций...

Программисты «красной» сборки

Человек, желавший освоить вычислительную технику, особенно в сельской местности, еще в недавнем прошлом сталкивался с труднопреодолимыми проблемами, ибо работа дизельных электростанций далеко не всегда обеспечивала необходимые для работы ЭВМ стабильное напряжение и частоту электрического тока. К этому надо добавить, что и элементная база отечественной вычислительной техники зачастую оставляла желать лучшего. Стечение неблагоприятных факторов возводило работу компьютерщиков почти в ранг искусства. Отечественные ПК (так называемая красная сборка) в отличие от «белой» - европейской и американской и «желтой» - азиатской и по сию пору не пользуются спросом, чего нельзя сказать о программистах. Квалификация отечественных специалистов в этой области, напротив, очень высока, ибо, научившись творить чудеса на плохой технике, они сохранили и развили эти способности, получив свободный доступ к действительно качественной аппаратуре.

К сожалению, во многих школах нашей страны были установлены, а в некоторых и до сих пор находятся допотопные компьютерные классы отечественного производства, благодаря чему работа многих учителей информатики напоминала, а кое-где и до сих пор напоминает, обряды колдунов и шаманов. Они обращаются к компьютеру как к живому существу: «Ну, миленький, ну, хорошенький, загрузись и поработай...»

Джентльменский набор

Но это проблемы чисто технические. А есть и другие, которые касаются непосредственно изучения самого предмета ОИВТ.

Среди компьютерных программ и программных сред обычно выделяют три большие области: текстовые редакторы, системы управления базами данных и электронные таблицы. Владение этими тремя составляющими всего многообразия программ позволяет достаточно легко находить применение компьютеру в любой практической сфере деятельности. При этом текстовый редактор используется для подготовки и печати всевозможной деловой документации, базы данных позволяют накапливать и обобщать данные, находить закономерности и так далее, а электронные таблицы - производить бухгалтерские, инженерные и другие расчеты, представлять их результаты как в числовом, так и в графическом виде (графики, диаграммы и тому подобное).

В овладении всеми компьютерными продуктами большое значение имеет умение бегло работать на клавиатуре компьютера, иначе руки, образно говоря, не будут успевать за головой.

Жизнь моя - тоска и сомнения.

Как в тумане без маяка,

Я ищу, ищу вдохновения,

А оно не приходит никак.

Сядь за стол. Наберись терпения.

Перестань валять дурака.

Сел. Набрался. Пришло вдохновение.

Но за ним не успела рука.

Если к трем вышеназванным составляющим добавить знание какого-нибудь современного языка программирования (для того чтобы перепоручать компьютеру решение задач, требующих не размышлений и принятия решений, а больших и громоздких вычислений), то получится, так сказать, джентльменский набор пользователя современной вычислительной техники, позволяющий достаточно свободно плавать в компьютерном океане.

Инструмент познания

Компьютер становится инструментом познания (и самопознания!) с первых же уроков информатики. Конечно, при этом необходимо, чтобы ученик хотел что-либо познавать, иначе и сотня суперкомпьютеров не сдвинет его мысль с мертвой точки. Первое, с чем сталкиваются ученики, - это занимательные задачи из компьютерной страны «Роботландии». Здесь школьники впервые узнают о таких понятиях, как алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, а в результате подводятся к выводу об универсальности компьютера как помощника человека при компьютерном моделировании различных природных и технологических процессов.

Особенно важно моделирование для тех процессов, которые либо нецелесообразно, либо и вовсе невозможно смоделировать в реальной обстановке. В сущности любая компьютерная игра - наиболее любимые школьниками программы - есть на самом деле модель какой-либо реальной или воображаемой ситуации. При этом пользователь, нажимая соответствующие кнопки клавиатуры, «мышки» или джойстика, оказывается как бы внутри самого процесса, события. Замечу, однако, что компьютерные игры выполняют в образовательном процессе роль тренажера и своеобразного десерта, ибо чрезмерное увлечение «стрелялками» и «бомбилками» может, наоборот, превратить пользователя в некое дополнительное электронно-лучевое устройство, подключенное к электронному монстру.

Поэтому хочу сказать, что образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учитель мог постоянно поддерживать постоянный интерес школьников к предмету, давать им конкретные и полезные знания, а также учитывать возрастные особенности школьников, применяя элементы игры в преподавании ОИВТ.

И тогда есть все основания надеяться, что компьютер останется всего лишь инструментом познания в руках создавшего его человека, а фантазии писателей о бунте компьютеров и захвате ими власти на всей планете так и останутся фантазиями...

Монолог создателя ПК

Что наша жизнь - игра и миг,

Когда придумается нечто.

Я памятник себе воздвиг

Не из тщеславия, конечно.

Я памятник себе воздвиг

Затем, что способа искал

Всегда зрить дружественный лик

Без плоской помощи зеркал.

...Как будто в дом чужой проник.

Четвертый день с подругой тренья.

Я памятник себе воздвиг,

Что делать мне с моим твореньем?..

Виталий НЕИЗВЕСТНЫХ, учитель информатики Байкитской школы Красноярский край