Провайдер - вуз

Первый компьютер, появившийся в Поднебесной в начале семидесятых годов прошлого века, был скопирован со старой советской ЭВМ. Конечно же, сегодня здесь разработано и внедрено немало собственных технологий и решений. Особенно интересно, каким образом наши восточные соседи используют эти наработки для модернизации процесса образования.

Поскольку с недавних пор я изучаю право по магистерской программе в Университете города Сямынь (провинция Фуцзянь), мне на собственном опыте приходится познавать особенности внедрения ИКТ в систему обучения Китая.

Вначале об особенностях самих вузов этой страны. Обычно в рядовом учреждении высшего образования учатся десятки тысяч человек. Сами понимаете, население страны отнюдь не маленькое, а кроме того, многие вузы имеют программы для иностранных студентов. Все эти массы должны иметь доступ к информации, которую, конечно, можно почерпнуть не только в библиотеках, из книг. Немало нужных сведений можно и должно находить в Интернете. Вот почему компьютерные центры в университетах сами по себе выступают в роли крупных провайдеров, предоставляющих услуги связи.

Найти свободный и, главное, бесплатный доступ во Всемирную паутину по технологии беспроводного соединения Wi-Fi в студенческом кампусе можно без особых проблем. К примеру, библиотека моего вуза имеет собственную сеть - стоит только зайти в один из корпусов с ноутбуком, как компьютер оказывается автоматически соединенным с Интернетом. Впрочем, при желании можно подключиться к провайдерам, предоставляющим проводное соединение. Тогда за умеренную плату можно провести Сеть, скажем, в свою комнату в общежитии.

На занятия - с флеш-картой

Конечно, не каждый учащийся может обладать собственным компьютером. Все зависит от финансовых возможностей. Недавно маркетинговая компания Sinomonitor совместно с изданием China Youth Zeitgeist Cultural провели исследование с целью выяснить, насколько материально обеспечены местные студенты. Выборочный опрос проводился в 34 крупных городах Поднебесной, в нем приняли участие около 10 тысяч человек. Как выяснилось, персональными компьютерами владеют лишь 27 процентов китайских учащихся вузов и колледжей. Наладонники есть у 19,6 процента.

Однако если нет собственного ПК, можно воспользоваться стационарными машинами, которые расположены в департаменте для иностранных студентов. Они оснащены монитором, клавиатурой и мышкой, но внешне похожи на этакий банкомат. Подобную машину сложно сломать, что весьма удобно - за день подобным устройством могут воспользоваться десятки людей. Привычные компьютеры для общего пользования можно найти в библиотеке. Правда, с их помощью осуществляется доступ лишь к учебным ресурсам университета.

Пользуются компьютерами и Интернетом не только студенты, но и, конечно же, преподаватели. Как правило, технику эксплуатируют на каждом занятии. Профессор не просто читает лекцию, но и сопровождает рассказ выполненной в программах Word или PowerPoint презентацией. Для ее проведения используются ноутбук, проектор, большой экран. Вся техника, пусть и не всегда самая новая, предоставляется для проведения занятия университетом. Лектор, как правило, приходит в аудиторию с одной лишь флеш-картой, на которой хранится весь необходимый материал.

Порой преподаватель сопровождает лекцию показом видеофайлов в привычных для нас форматах AVI или MPEG4 либо предлагает прослушать MP3-файлы. Последние весьма востребованы у тех, кто изучает китайский. К примеру, мой товарищ Джейсон из Коннектикута (США) не только слушает аудиозаписи на лекциях, но и немало скачивает их из Интернета. При необходимости преподаватели могут дать ссылку на нужные для поиска информации ресурсы.

О добре и зле

Компьютеры, равно как и доступ во Всемирную сеть, могут использоваться не только во благо. Не секрет, что многие молодые люди теряют голову, увлекшись виртуальными он-лайн играми. В итоге - пропущенные занятия, невыученные уроки, снижение успеваемости. Китайцы здесь не исключение. В этой стране даже лечат от чрезмерной увлеченности сетевыми играми.

Для того чтобы студенты не губили здоровье и не тратили время зря, просиживая за компьютерными «стрелялками» и «догонялками», в некоторых вузах страны ввели запреты на покупку ПК первокурсниками. В прошлом учебном году, например, подобное ограничение было введено в Чжэцзянском и Наньцзиньском университетах, а также в Шанхайском университете Цзяотун. Ранее подобные запреты коснулись студентов-первогодков некоторых других вузов. Правда, для особо одаренных предусмотрены исключения. Так, например, в Уханьском технологическом институте разрешение может быть дано, если студент успешно сдаст экзамен по английскому языку.

Пойдут ли эти запреты во благо, сказать сложно. При желании, одержимый игроманией студент может посетить интернет-кафе, коих немало. Однако если увлеченность компьютерным делом применить во благо, то можно добиться неплохих результатов. Скажем, толковые студенты, изучающие программирование, смогут найти работу практически без проблем. Рынок не стоит на месте, и молодые специалисты оказываются востребованными. Один мой знакомый программист из Китая закончил учебу в прошлом году. Сейчас трудится в фирме, связанной с разработкой софта, и получает неплохую по местным меркам зарплату.

Нацпроект в Поднебесной

Местный компьютерный рынок стал бурно расти после того, как в 2001 году страна вступила во Всемирную торговую организацию. Этот шаг позволил увеличиться притоку иностранных инвестиций, появиться новым производствам. В Китае стали активно развиваться и тайваньские фирмы, для которых были сняты многие барьеры.

А самое главное, в стране стали осуществляться национальные программы, призванные компьютеризировать местное общество и экономику. Образование, само собой, также не осталось без внимания. Эксперты полагают, что китайский компьютерный рынок будет продолжать расти, как минимум, до 2010 года. Аналитики из Forrester Research, к примеру, предсказывают, что рынок ПК в мире к концу нынешнего десятилетия вырастет в два раза и достигнет 1 миллиарда 300 миллионов долларов. Больше всего компьютерных пользователей прибавится в Китае - их число вырастет на 178 миллионов человек.

Немалая заслуга здесь работы вузов страны, которые не только готовят неплохих специалистов для развивающейся сферы, но и исповедуют культуру пользования компьютером. Усвоив местные правила, учащиеся начинают дорожить временем, проведенным за ПК, эксплуатируют машину не во вред, а с пользой. Для китайских же преподавателей компьютеры становятся не вспомогательным, а, пожалуй, основным средством работы. Есть в этом и еще один плюс. Позволю предположить, что учителю и ученику благодаря ПК легче найти общий язык. Даже самый ленивый студент поневоле зауважает наставника, легко обращающегося со столь популярным в молодежной среде устройством. Новые технологии наступают, но законы педагогики пока никто не отменял.