Вопросы для обсуждения

1. Чья помощь нужна учителю?

2. Какое ресурсное обеспечение нужно сегодня учителю?

3. Каковы наиболее эффективные формы методического сопровождения, на ваш взгляд?

4. Откуда взять деньги?

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «Учительской газеты»:

- Мы будем обсуждать, на наш взгляд, очень актуальную тему. Ровно год назад в нашей газете вышла специальная вкладка, где подробно рассматривалась ситуация с методическим сопровождением деятельности учителя. Сегодня мы возвращаемся к вопросам, которые там поднимали.

Нам нужно разбиться на четыре группы. Выберите сами человека, который по истечении 25 минут сформулирует от вашей группы ответы на вопросы. Когда мы закончим обсуждать вопросы, к работе приступят наши эксперты, у которых есть своя позиция по обсуждаемым проблемам. Посмотрим, насколько ответы, которые мы получим от вас, накладываются на те решения, которые предлагаются от имени государства.

Первая группа

Эльвира ВОЛОШИНА, учитель русского языка и литературы Гуманитарного лицея города Ульяновска, учитель года Ульяновской области-2008:

- В первую очередь мы ждем помощи от школьных методобъединений. Мы надеемся на обмен опытом с коллегами через открытые уроки или семинары или любые другие формы работы. Ждем помощи от администрации школ, от практикующих методистов, обязательно грамотных, которые разбираются в предметном содержании и методике преподавания предмета. Это могут быть методисты на уровне района, города или области. Мы ждем помощи от разработчиков программ, учебников, пособий, рассчитываем на возможность общения с ними во время «круглых столов» или хотя бы через Интернет. Надеемся на поддержку интернет-сообщества учителей. Хотим участвовать в очных или дистанционных курсах повышения квалификации по предметам. Рассчитываем на профессиональное партнерство с педагогическими вузами, на общение с областными межрегиональными ассоциациями учителей-предметников, а также межпредметными ассоциациями учителей. Неплохо было бы наладить связи с преподавателями из других стран для обмена опытом. И самое главное - это желание самого учителя обращаться за методической помощью, искать ее и находить.

Вторая группа

Елена ВОЛОДИНА, учитель русского языка и литературы гимназии №16 города Тюмени, учитель года Тюменской области-2008:

- Мы попытались представить ресурсное обеспечение учителя как систему взаимосвязанных направлений. Во-первых, кадровый ресурс. Главное - учительские кадры, их профессиональный уровень, взаимосвязь с педагогической общественностью, с детьми. Во-вторых, материально-техническая база, которая создает оптимальный уровень образовательного процесса. Это и школьная мебель, и информационные ресурсы, и материальное обеспечение. Мы хотели обратить внимание на важные, животрепещущие вопросы. Выбор программного обеспечения. Во многих регионах учитель не может выбирать программы, ему их навязывают. И есть противоположная тенденция, когда существует свобода, но отсутствует преемственность в выборе УМК. В-третьих, повышение профессионального уровня учителей. Убеждены, что проводить в учебное время повышение квалификации учителей просто нерезонно, неэффективно. Страдают ученики. В каникулярное время можно использовать систему персональных карт учителя, которая существует у нас в Тюменской области. В этих картах фиксируются результаты диагностики педагогических знаний и потребностей в знаниях каждого учителя. Это дает возможность педагогу развиваться. В-четвертых, уровень заработной платы. Актуальное направление - система стимулирования. Особое значение имеет управляющий совет, который сейчас активно участвует в разработке программы развития учебного заведения и в стимулировании творческих учителей, которые показывают высокий уровень качества обучения детей. На федеральном уровне существует Госстандарт, который, как компас, ориентирует учителя - чему учим и в каком направлении движемся, и основные программы. Это система, которая сложилась в нашем представлении, мы надеемся ее с коллегами обсудить.

Сергей ТИХОНОВ, заведующий кафедрой гуманитарного образования Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования:

- Когда мы говорим о кадровом ресурсе, мы должны учитывать, что кадры стареют. Отсюда первое, что надо делать, - менять систему обучения новых учителей. 3-5 лет назад был сделан вывод, что самая западающая подсистема высшего образования России - высшее педагогическое образование. Школа сейчас опережает в своих находках многие педагогические вузы. Второе - ресурс системы повышения квалификации. И еще. Чтобы повышать свою квалификацию путем самообразования, учителю нужен ресурс времени. Один ресурс открыли - каникулярное время. Это понятно, действительно, в это время голова учителя более-менее свободна. Хотя и на зимних, и на осенних каникулах учителя рвут на части и с курсов все время отпрашивают. Когда мы говорим о материально-технической базе, нужно помнить: педагог должен научиться пользоваться той техникой, которая стоит у него в кабинете. Что касается учебно-методических комплексов - у нас не будет порядка, пока по каждому предмету не появится стабильного учебника. Большое количество УМК не есть хорошо. И последнее. Мне думается, что ресурсное обеспечение учителя - понятие комплексное. И надо рассматривать его начиная от уровня Федерации и заканчивая уровнем школ и отдельного учителя.

Евгений ГЕРАСИМОВ, учитель истории и обществознания Аксарайской средней школы, учитель года Астраханской области-2008:

- Хотел бы прокомментировать предложения насчет повышения квалификации учителя в каникулярное время. Мы с вами рассматриваем учителя как энтузиаста. А учитель в каникулы хочет отдохнуть. Не поедет учитель в каникулярное время на курсы. Не все учителя энтузиасты.

Ольга РОЙТБЛАТ, директор Департамента образования и науки Тюменской области:

- Чтобы учитель в каникулярное время тратил собственные деньги, учился, он должен быть заинтересован в повышении своего уровня и хорошем качестве образования. А для этого работает система его заработной платы. Он получает значительно больше, если дает хорошее качество. Я вам говорю не голословно: у нас в Тюменской области третий год три района учатся в каникулярное время.

Третья группа

Евгений СМЫШЛЯЕВ, учитель экономики средней школы №9 города Лобни, учитель года Московской области-2008:

- Я могу сказать как заместитель директора по научно-методической работе: методическая работа сегодня многим учителям не нужна. Сегодня у нас есть Интернет, есть база данных. Поэтому многие учителя, особенно молодые и продвинутые, в методической работе участвовать не хотят. Возникает ряд проблем. Мы попытаемся вам представить некоторые возможные решения. Первое - институты повышения квалификации. К сожалению, у многих из них сегодня отсутствует обратная связь с учителями. Поэтому необходимо отказаться от системы одного института повышения квалификации, перейти к системе межмуниципальных методических центров, которые будут объединять несколько муниципальных образований в рамках одного региона. В этих муниципальных центрах будут проходить интернет-конференции, дискуссии, «круглые столы», и возникнет та самая обратная связь, которой сегодня нет. Второе - методические объединения. К сожалению, сегодня работа методических объединений крайне неэффективна. Мы считаем, нужно от них отказаться. В школе нужны методические проблемные группы, например «Современные образовательные технологии», «Нестандартные формы уроков». В рамках этих проблемных групп будут работать представители различных предметов. Следующее - создание электронных методических баз данных на уровне школы, города, межмуниципального методического центра. Чтобы каждый учитель мог найти то, что ему нужно. И наконец последнее: развитие системы тьюторства через профессиональные сообщества. Чтобы друг друга учили учителя, а не люди науки, которые часто бывают далеки от школьных проблем. Дистанционная форма повышения квалификации - о ней очень много говорят, но, к сожалению, она пока очень мало у нас применяется. Что нам нужно? Живая методическая служба свободного творческого учителя.

Екатерина БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ, учитель начальных классов гимназии №9 города Екатеринбурга, учитель года Свердловской области-2008:

- Хочу сказать о некоторых эффективных формах, которые уже действуют в некоторых регионах. В Ханты-Мансийском округе проходят педагогические десанты. Учителя делятся опытом, переезжая из одного города в другой. Это пилотная территория. Есть программы наставничества, когда вместе работают студент, молодой учитель и учитель-стажист. Я, как представитель Екатеринбурга, могу сказать, что эта программа у нас в ходу. Так должно быть, когда мы говорим о подготовке студентов, потому что сопровождать мы их должны, когда они к нам приходят на практику, а не когда они уже пришли молодыми учителями работать. Еще мы считаем, что нужны межпредметные ассоциации, например, вместе собираются биологи, физики, химики. У них есть общие проблемы, они собираются и планируют работу на четверть, на год, на полугодие. Это тоже у нас есть. Нужны игровые и коммуникативные тренинги. Мы учим детей общаться индивидуально, в группах, в коллективе, а сами такие тренинги никогда не посещаем. У нас в Екатеринбурге существует ассоциация молодых педагогов, сейчас проходят форум молодых педагогов и конкурс «Учитель года» только для молодых. Приезжайте, смотрите, какая это эффективная форма.

Четвертая группа

Галина КОВТУН, учитель русского языка и литературы средней школы №48 города Краснодара, учитель года Кубани-2007:

- Часть денег надо брать у тех людей, которые готовы их давать, то есть у спонсоров. Каким образом можно заинтересовать спонсоров? Мы можем размещать информацию о людях, которые предлагают ту или иную продукцию, в своих методических разработках или на специальных рекламных страницах. Это первое. Второе: мы предлагаем создать партию, которая будет отчислять взносы в особый фонд. Участники конкурса «Учитель года России» периодически проезжают пол-России с «гастролями», дают открытые уроки. Такие поездки оплачиваются принимающей стороной. Так вот, часть денег они могли бы отчислять в этот фонд, и на эти средства можно периодически издавать методические материалы.

Можно проводить семинары для молодых педагогов, желающих стать участниками конкурса «Учитель года». Регионы направляют их, например, в «Учительскую газету», при которой может быть создан клуб для подготовки учителей года. Поездку эту оплачивает регион, а часть денег попадает в тот же самый фонд.

Можно создать банк открытых уроков, методических разработок, мультимедийных проектов, видеоразработок. Все, что печатается на страницах «Методической кухни» «Учительской газеты», пользуется популярностью, мы все это читаем, готовы это купить. Можно собрать эти материалы и издать сборник, а к нему сопроводительный диск, на котором также будут презентации и видеоматериалы к урокам. Мне кажется, учителя с удовольствием купят такой сборник. Я знаю, что это так, потому что приходится выступать перед педагогами.

Есть еще одна вещь, которую учителя хотели бы купить, но не знают, где взять. То, что мы получили после финала конкурса «Учитель года России» в прошлом году, - три диска с методическими материалами, открытые уроки, презентации учителей - участников конкурса.

И последнее. Есть учителя, которые не участвуют в конкурсе, но уроки которых интересны, и они готовы сами платить за публикацию своих открытых занятий и методических статей. Начинающие учителя тоже готовы платить за публикации. Потому что в мониторинге оценивания учителей и классных руководителей есть пункт о публикациях.

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ:

- Итак, мы выслушали четыре группы. Такое ощущение, что написана целая комплексная программа развития методического сопровождения деятельности учителя. Но мне иногда кажется, что такая программа уже существует. Может, мы просто о ней не знаем? Давайте послушаем наших экспертов.

Эксперты

Эдуард Никитин, ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ;

Степан Жолован, ректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования;

Сергей Лисицын, ректор Ленинградского областного института развития образования.

Эдуард НИКИТИН:

- Совершенно очевидно, что сложившаяся в стране система методического вспомоществования учительству требует пересмотра, и это не вызывает сомнений. Нужно говорить о неких зафиксированных шагах в этом направлении. Давайте пробежимся с вами по основным позициям. Первое, с чего мы начали разговор, - это базовое педагогическое образование. Нет человека, который бы сегодня сказал, что базовое педагогическое образование отвечает современным требованиям. Сейчас готовятся предложения, создана рабочая группа по реформированию педагогического образования. Я какое-то время был координатором этой группы, но, к сожалению, она состоит из ректоров педагогических институтов. Я им передал наши предложения, которые поступили от институтов повышения квалификации, от директоров школ, от завучей, от самих учителей, - где и что западает в педагогическом образовании. Мои коллеги ответили на один вопрос: «Чего не умеет учитель?». И таких пунктов набралась целая тетрадь. А члены рабочей группы мне заявили: «Клевета, наветы».

Все упирается в подготовку образовательных стандартов педагогического образования. В этом смысле ваше участие, предложения, каким должно быть педагогическое образование, каким должны быть образовательные программы базового педагогического образования, были бы очень важны. Есть одна проблема, которая очень активно дискутируется. Мы ввели с вами ЕГЭ как форму независимой оценки. У ЕГЭ есть масса недостатков, но есть одно несомненное достоинство - существующая система секретности, кодирования все-таки делает ЕГЭ независимым. Это экзамен в том числе и для нас. Учителя попали в ситуацию независимой оценки своего профессионализма. Когда выпускается студент пединститута, его квалификацию оценивают те, кто его учит. Естественно, оценят, естественно, выпустят, естественно, дадут диплом. Почему то же самое ЕГЭ не ввести для педагогического образования? Работодатель должен оценить - выпускник годится для школы или не годится? Мы много говорим о связи работодателей и профессионального образования. Эта связь должна быть коренным образом укреплена в педагогическом образовании. Работодатель должен выступить в роли заказчика на образовательную программу. Не будет никаких стандартов педагогического образования, если не вовлечь в процесс их создания заказчиков.

Я убежден, что методические службы изжили себя. По одной простой причине: специалист-методист - и жнец, и швец, и на дуде игрец. Есть два варианта преобразования. Вот сидите вы, реальные методисты. Надо сократить вам нагрузку, не 28 часов, а поменьше, а за счет высвободившегося времени поработайте в качестве методистов. Это и есть живая методическая работа. Второй вариант - диспетчерская, когда есть человек, который распределяет: тебе направление к Иван Иванычу, тебе - к Серафиме Петровне. Это служба, которая не сидит в городе или районе, обросла столами, пишет бумажки, организует посиделки с зеленым сукном, жуткими докладами, а привлекает живых людей, конкретных специалистов, обязательно поощряет их. Нужны центры, не формализованные, оснащенные хорошей техникой, возможностью выхода в Интернет. Очень важно - самим учителям организоваться. Хватит этих непонятных методобъединений. Давайте создавать ассоциации. Но инициатива от вас должна исходить. Если вы захотите, то сумеете ассоциироваться по предметному принципу, по интересам, как угодно. Ассоциации эти сформированы как общественные организации с юридическими правами. У вас появится фонд. Ищите спонсоров, собственные средства вкладывайте. Вы становитесь реальным заказчиком методической помощи. Не мифологическая служба, а ассоциация учителей по конкретному предмету заказывает поддержку, чтобы решать свои конкретные проблемы.

Где брать деньги? У государства. Деньги за учеником - это стало привычным. Не режет слух. Деньги должны идти и за учителем. Государство, определись: ты эти деньги даешь или нет? Это нужно учителю? Стопроцентно нужно. Если не будет государственного довеска на повышение вашего профессионального самочувствия, то это все будут прекраснодушные разговоры. Должна быть очевидная, зафиксированная в правительственном документе полагающаяся вам доля. Может быть, не в правительственном, а в региональном документе. Но обязательно деньги должны идти за учителем. И тогда они попадают либо к директору школы, либо к руководителю районного управления образования, либо в ассоциацию. Что дальше происходит? Дальше выбор того, к кому обратиться за помощью. Конечно, государственные учреждения должны оказаться в ситуации конкурентной борьбы. Мы за эти заказы должны биться и доказывать свою состоятельность. Вы выступаете реальными заказчиками, профессионально формируете свой заказ на повышение квалификации, а наша задача - этот заказ заполучить.

Мы упираемся в очень слабую законодательную базу. Где прописана периодичность повышения квалификации? Обозначено в кодексе о труде, что каждый работник имеет право на повышение квалификации. А сколько раз, как часто, кто поддерживает, какие существуют в этом смысле государственные, негосударственные поддержки? Наряду с нашими крупными акциями, такими как конкурс «Учитель года», нужно провозгласить пятилетку учителя. Сейчас возникла ситуация, когда худо-бедно ресурсы в образование направили. Не было такого. Компьютеры пошли, техника пошла, автобусы пошли. Деньги появились. Главная фигура сегодня - учитель.

Мы полагаем, что в рамках эксперимента в 31 регионе, внедряющем комплексные проекты модернизации образования, родится новая методическая служба, новый механизм повышения квалификации, новые документы, которые будут регулировать всю эту систему. Мы создадим образцы, планку, на которую будут равняться остальные регионы. Участвуйте в эксперименте, если вы работаете в этих регионах. Это очень здорово поддерживается. В этом году из федерального бюджета для 31 региона выделено 650 миллионов на изменение системы повышения квалификации. Есть возможность действительно по-новому работать и выдать на-гора конкретные способы, механизмы, документы, на основании которых мы постараемся выстроить федерально-регионально-муниципальную систему методической службы и повышения квалификации.

Степан ЖОЛОВАН:

- Мне кажется, первый вызов времени - чтобы наши выпускники были конкурентоспособными. Второе - мы должны научить детей заниматься самообразованием в течение всей жизни. И третье требование к сегодняшнему выпускнику - высокая нравственность. Как ответить на эти вызовы? Какие должны быть требования к нашей академии, учредителям, правительству города, чтобы система образования динамично развивалась? Сегодня я, слушая ваши выступления, понимаю: у нас есть проблема многообразия. Есть противоречие сегодняшних требований и реального финансирования. Проблема преемственности, от разработки программ до их реализации на уровне школы, района. Проблема самостоятельности учителя. 56% учителей, когда получают новый учебник, говорят: мне бы попроще что-нибудь... 14% заявляют: я ученый и писать не буду, нет у меня на это времени. А еще 30% считают, что это не их задача. Что мы предложили городу? Сетевую систему непрерывного педагогического образования, которая реализовывается в Петербурге. Мы не одни. У нас 18 районных научно-методических центров, почти 300 образовательных учреждений, которые имеют договорные отношения с академией. Что академия делает для образовательных учреждений, для учителя? Работают научно-методические центры. Научно-методическое обеспечение для нас очень важно. Второе - культурно-образовательный центр. Мы не только занимаемся повышением квалификации, но к нам приезжают выступить перед учителями композиторы, артисты. К нам можно после занятий на городском транспорте приехать из любой точки города. Наконец, академия - координационный центр для тех, кто работает с нами в рамках договорных отношений. Под заказ мы проводим ярмарки образовательных программ. На них приходят руководители образовательных учреждений, учителя, методисты.

Когда мы откликнулись на то, что нужно учителю, получилось более 600 образовательных программ повышения квалификации, переподготовки. Мы лицензировали 29 направлений профессиональной переподготовки, я не говорю о повышении квалификации. Учредители утвердили 300 часов бюджетного финансирования на повышение квалификации в рамках накопительной системы. Эти 300 часов учитель может пройти в течение года, двух, трех или пяти лет.

Для того чтобы обеспечение было нормальным, что дальше? У нас 44 ресурсных центра, в том числе 56-я гимназия Санкт-Петербурга, на базе которой проходил финал конкурса «Учитель года России».

Мы сегодня пришли к тому, что 425 образовательных учреждений изложили свой опыт на специально созданном методическом сайте. Издается академический вестник. Учреждаем газету для детских садов. Для начального профессионального образования существует специальный бюллетень. И тогда тот, кто нуждается, получает ответы.

В прошлом году в виде грантов и за платные услуги, оказанные учителям, мы заработали более 43 миллионов рублей. Это 70% от того, что дает бюджет. Большая часть средств пошла на создание новой материальной базы.

Без партнерства никак. Создали хороший информационно-библиотечный центр. Центр языкового образования. Пошли люди учиться. В прошлом году в академии проучились 33 тысячи учителей. В этом году в академию прибыли повышать квалификацию по русскому языку и литературе преподаватели из 17 стран мира, в том числе из Америки, Канады, Европы. Сейчас на каникулы приезжают из стран СНГ для повышения квалификации. Целой серией мероприятий обрастаем. Сегодня я вижу, что замки на дверях приходится менять чаще, потому что двери чаще открываются. Значит, путь правильный. А если правильный, будем по нему идти.

Сергей ЛИСИЦЫН:

- Мне кажется, что сегодняшний разговор был очень важным. Я считаю, что каждому учителю необходимо свое методическое сопровождение. В этом главная задача институтов повышения квалификации, любых структур, которые этим занимаются. Нужно ли вообще методическое сопровождение? Я думаю, что нужно. Я понимаю, что каждый из вас замечательный учитель. Но мы же говорим вообще о нашем российском образовании. Я уже десять лет работаю ректором Ленинградского областного института развития образования, и я никогда за эти десять лет не порывал связи с Герценовским педагогическим университетом. Каждую субботу иду на занятия в университет к первокурсникам. Да, я в школе не работаю, хотя бываю еженедельно, знаю, что там происходит. Я могу по первокурсникам судить.

Не надо говорить, что сегодняшние институты повышения квалификации не выполняют своих функций, это далеко не так. Но надо бояться превращения системы повышения квалификации, методического обеспечения в бизнес. А это может произойти.

Ну какая нормальная организация, образовательное учреждение могут работать по нормативам, которым 30-40 лет? У нас уже и революция произошла очередная, у нас уже и образование, оказывается, не для формирования личности нужно, а для экономики, основанной на знаниях, я имею в виду новую модель образования 2020 года. А нормативы все те же самые. Надо к каждому подходить индивидуально. А у нас 25 человек группа. Почему? Как в высших учебных заведениях. Там 18-летние первокурсники, а здесь умудренные опытом педагоги.

Надо решать очень много задач, но начинать надо со школы. У каждого директора школы должна обязательно существовать своя программа повышения квалификации своих педагогов. Если мы этого достигнем, это будет очень серьезный шаг к началу систематической работы.

«Круглый стол» записала Оксана РОДИОНОВА

Послесловие

1. По мнению участников «круглого стола», учителю нужна помощь школьных методобъединений, администрации школ, практикующих методистов, разработчиков программ, учебников, пособий, коллег в России и за рубежом, преподавателей педагогических вузов.

2. Ресурсное обеспечение педагогической деятельности - это:

а) забота о кадрах;

б) улучшение материально-технической базы (мебель, информационные ресурсы, материальное обеспечение);

в) повышение профессионального уровня педагогов;

г) создание системы финансового стимулирования педагога.

Особый ресурс - личное время педагога.

3. Наиболее эффективные формы методического сопровождения: межмуниципальные методические центры, методические проблемные группы, электронные методические базы данных, система тьюторства, дистанционное повышение квалификации, педагогические десанты, программы наставничества, игровые и коммуникативные тренинги, межпредметные ассоциации учителей.

4. Денежные средства могут поступать от спонсоров, аккумулироваться в специально созданном фонде. Деньги могут зарабатывать победители конкурса «Учитель года», которые выступают с мастер-классами по всей России. «Копилку» фонда может пополнить прибыль, полученная от работы клуба по подготовке учителей года, от публикаций методических сборников - дайджестов лучших материалов «Методической кухни» «Учительской газеты».