Каждый учитель, отправляющийся на курсы повышения квалификации, теперь заполняет анкету, подписанную директором школы. В ней он отмечает, какой вопрос будет рассматриваться на курсах и каковы его личные профессиональные достижения по этому вопросу. Пройдя первую сессию, учитель записывает в анкете, какие знания по проблеме он получил.

Подробнее об описанной форме работы с учителями и других инновациях Новгородского РЦРО рассказала Татьяна Каплунович, проректор по научной и опытно-экспериментальной работе этого учреждения:

- Региональные центры развития образования начали организовываться в 1990-х взамен институтов повышения квалификации. Тогда в Новгородской области появился свой РЦРО как, безусловно, инновационное учреждение. Таким оно остается и до сих пор; в его работе постоянно происходят изменения.

Так, например, в последнее время изменилась процедура формирования заказа на деятельность РЦРО. Согласно концепции модернизации образования основная ориентация должна быть на конечный результат. Не на прослушивание часов курсов повышения квалификации, а на повышение результативности работы педагога с детьми. Поэтому и появилась идея создания индивидуальных планов работы учителей - той самой формы, которую в народе прозвали анкетами.

Индивидуальный план подписывается руководителем школы; если речь идет о повышении квалификации самого руководителя - представителем органа управления образованием. В плане учителя должны дать анализ своей работы по проблеме курсов. В промежутке времени до второй сессии педагоги указывают в индивидуальном плане, какие изменения в результатах их работы произошли. Таким образом можно увидеть, как работа по повышению квалификации повлияла на результаты практики обучения детей. Кроме заказа на повышение квалификации, у РЦРО появились новые заказы на аналитическую работу.

Нужна ли такая работа РЦРО самим муниципалитетам? Очень нужна. Ведь в Новгородской области действует система ежегодного областного рейтинга, в баллах оценивающего работу каждого общеобразовательного учреждения и муниципалитетов в целом. Например, конкретный район области получил не очень высокие показатели в рейтинге - скажем, по параметру «воспитательная работа». Тогда работники РЦРО выезжают в этот район, вместе с педагогами, руководителями образовательных учреждений, методическими службами составляют программу работы, проводят соответствующие мероприятия в период, установленный в договоре, и затем повторно оценивают нужные показатели. Экспертную справку РЦРО представляет своему заказчику. Благодаря такой работе некоторые районы области значительно «подпрыгнули» в ежегодных рейтингах.

Меняется не только практика заказа, но и подходы к обучению в РЦРО.

Так, в последнее время широкое распространение получили дистанционные формы повышения квалификации. При Новгородском РЦРО создан Центр дистанционного образования. Не выезжая в районы, не вызывая сюда людей, мы работаем с учителями через муниципальные учебно-консультационные центры, где есть наши представители - так называемые тьюторы.

Еще одна инновация в РЦРО - так называемая накопительная система. Что означает этот термин? Ранее объемные программы курсов повышения квалификации порой включали материалы, не слишком актуальные для конкретного учителя. Ведь у каждого педагога, приезжающего на курсы, индивидуальные проблемы, он хочет решить именно их, зачем же ему тратить время на приобретение ненужных сведений?! Новая накопительная система - система объединенных семинаров. РЦРО по окончании каждого семинара выдает документ негосударственного образца - справку. Эти справки собираются, и, когда объем времени по ним превышает 72 часа, педагогу выдается удостоверение, 100 часов - свидетельство об окончании курсов повышения квалификации.

К новым формам работы РЦРО можно отнести и организацию лабораторий результативного опыта (ЛРО) и общественных кафедр инновационной практики. Общественными кафедрами инновационной практики становятся учреждения, достигшие высоких результатов в реализации проектов инновационной опытно-экспериментальной деятельности. На их базе под руководством куратора РЦРО проходит обучение педагогов и руководителей образовательных учреждений области.

ЛРО создаются на базе разных типов образовательных учреждений, занимающих в областном рейтинге первые места. Они открываются только на год, с их опытом знакомятся остальные, в следующем году появляется, как правило, другой лидер.

В заключение нужно сказать, что в РЦРО появился новый подход к оценке... нашей собственной работы. Традиционно деятельность подобных организаций оценивается по тому, соблюдаем ли мы норматив по количеству человек, прошедших курсы повышения квалификации за год. Мы сделали акцент не на количество, а на качество. Например: в ряде школ обнаружена потребность дополнительно обучить педагогов работе с детьми «коррекционных» классов. Мы целенаправленно учим эту группу педагогов и в конце года определяем, сколько процентов учителей, работающих с детьми коррекционных классов, прошли курсы повышения квалификации.

Будут ли изменения в дальнейшей работе РЦРО? Будут - и в самое ближайшее время. В Новгородской области действует новая система оплаты труда; с 1 января 2009 года планируется переход на НСОТ и работников нашего центра. Сейчас наши зарплаты раза в два меньше, чем у учителей. Нужно будет формировать стимулирующую часть фонда заработной платы. Хочу успокоить учителей - мы по-прежнему будем выполнять на бюджетные средства то, что полагается по нормативу. Но при этом появятся дополнительные платные услуги.

Великий Новгород