За прошедшие годы институт поменял не только статус. Содержательные моменты его деятельности тоже претерпели существенные изменения. Если раньше он являлся методическим учреждением, где не было науки, кафедр, а существовали только методические кабинеты, и собственно задача методиста заключалась лишь в помощи учителю при подготовке урока, то сегодня АППО - это и наука, и методика, и исследования, и учебная работа. Общее количество слушателей академии в 2006-2007 годах достигло 30 тыс. человек, из них 16104 в соответствии с планом-заказом органов управления образованием. Здесь обучаются более 200 аспирантов и докторантов. Как сообщил Степан Жолован, если два года назад слушатели могли воспользоваться 253 образовательными программами, проблемно-целевыми модулями, то сегодня академия может предложить более 600 программ и проблемно-целевых модулей. И не последнюю роль в расширении программного спектра сыграли запросы учителей. К примеру, учитывая пожелания педагогов, появилось такое новое направление, как «Рыночные технологии в образовании».

- Поскольку статус академии предполагает проведение научных исследований, то была создана кафедра социально-педагогических исследований, при академии есть аспирантура, докторантура, качественно работающий Диссертационный совет. У нас есть количество людей, защитивших кандидатские и докторские диссертации. Только в прошлом году появились два своих молодых доктора наук. Благодаря созданию Диссертационного совета у нас есть возможность формировать свои научные школы, и на сегодняшний момент мы имеем десять научных школ по всем проблемным направлениям развития современной школы.

- Степан Васильевич, какие это направления?

- Основные фундаментальные направления - это научная школа педагогики и андрагогики, научная школа естественно-научного образования, и этот блок сегодня в условиях профилизации школы очень востребован. У нас сильная научная гуманитарная школа, в которой создание системы гражданско-правового воспитания удостоено Премии Президента РФ. Традиционно хорошая школа подготовки управленцев, и кафедра управления и экономики образования всегда оставалась ведущей кафедрой.

Сейчас мы заложили фундамент для новой научной школы, которая будет заниматься начальным профессиональным образованием. Этот вопрос - приоритетный для академии, потому что в последнее время принят ряд важных постановлений по развитию системы начального профессионального образования. В рамках данного направления будут работать две кафедры: кафедра педагогики профессионального образования и кафедра непрерывного образования взрослых.

Не можем мы обойти вниманием дошкольное образование, предшкольное образование, причем тесно связанное с семьей. А это уже перинатальная педагогика, где на повестке дня стоит задача обучать будущих родителей, будущих бабушек и дедушек. Здесь мало дать соответствующие знания, нужно также обеспечить педагогическую среду соответствующими программами. Поэтому решением ученого совета в академии создаются две кафедры: кафедра дошкольного и начального образования и кафедра специальной (коррекционной) педагогики. Очень важно, чтобы в академии осуществлялось научно-методическое сопровождение решения данных проблем.

Кроме того, мы много работаем над развитием региональной системы оценки качества, и шесть из семи направлений этого вопроса ведут ученые АППО. Как строится эта работа? Мы пытаемся исследовать проблему на конкретной среде, то есть в образовательном учреждении, обработать ее аналитически и предложить руководству разные варианты решения данной проблемы. Деятельность кафедры социально-педагогических измерений, занимающейся этим направлением, вызывает интерес у других регионов: под ее руководством сегодня 39 регионов России работают в рамках исследования вопросов качества постдипломного педагогического образования. Причем, кроме наших российских регионов, туда входят Казахстан, Белоруссия, страны Балтии.

Вообще мы выходим за рамки традиционного понимания учреждения повышения квалификации, потому что в структуре академии недавно появился Институт развития профессионального образования. Именно он занимается проблемами начального и среднего профессионального образования. Там созданы новые кафедры, новые центры. Осуществляется научное руководство, в отдельных случаях - над образовательными учреждениями, в других случаях это отраслевое научное руководство по кластерам, приоритетным для развития образования в городе, в третьих случаях это методическое обеспечение. Применение такого многоуровневого подхода демонстрирует новое качество работы.

АППО является координационным центром региональной сетевой системы непрерывного педагогического образования. В эту сеть входит более 200 образовательных учреждений: ресурсных центров, школ-лабораторий и т.д. Кафедры проводят работу, и ресурсные центры на конкурсной основе получают некоторые модули тех программ, которые реализуются в АППО. К примеру, если есть сильное направление, связанное с гражданско-правовой системой воспитания, то образовательное учреждение становится опорной площадкой, ресурсным центром и на его базе проходят занятия с теми, кто обучается в АППО. И учителя, и руководители этого образовательного учреждения выступают в качестве педагогов.

Резюмируя, можно сказать, что на сегодняшний день лицо академии определяет не методист-практик, а ученый-исследователь. Для нас это новая ступенька к развитию. Не случайно за год мы с 71 человека увеличили штат до 143 человек профессорско-преподавательского состава, в основном за счет того, что перестроили внутреннюю структуру и по-другому выстроили методическую службу. Мы создали мотивацию, и у нас появились свои доктора наук. В составе АППО было 48 кандидатов наук, а сегодня их 82. Академия занимает четвертое место по кадровому потенциалу среди подобных учреждений России. Сегодня при поступлении на работу в АППО даже появился небольшой конкурс.

- И какой работник для вас приоритетен?

- На сегодняшний день нам нужен хороший практик, владеющий современными педагогическими технологиями и склонностями к исследованию. При этом мы, конечно, отдаем приоритет тем, кто защищался в академии или продолжает учиться в академии. Потому что есть мечта - создать силами аспирантов киберпространство «Школа ХХI века». Это своеобразный архив монографий, диссертаций, методических рекомендаций, посвященных проблемам функционирования современной школы, которые предназначены для оказания помощи руководителям и педагогам в решении конкретных проблем. Доступ к этому киберпространству должны иметь все, кто хочет эффективно работать. В чем смысл этой задумки? Допустим, у молодого руководителя есть проблема в школе: подготовка образовательной программы к очередному лицензированию. Он заходит на портал АППО, являясь его абонентом, вводит в киберпространство свой код и открывает раздел, где описаны все методические рекомендации подготовки образовательной программы. Ему остается только скачать это руководство к действию. Киберпространство на сегодня - нормальное управленческое решение, позволяющее эффективно работать всей системе образования.

Санкт-Петербург