В настоящее время перед методической службой стоит задача создания адаптивной образовательной среды, где максимально будет реализовываться потенциал и учащегося, и учителя, и педагогического коллектива в полном соответствии с социальными и личностными запросами участников образовательного процесса. Образовывать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, собственной жизни, то есть научить его жизнетворчеству. Методологической базой подобного образования является гуманистическая философия, основу которой составляет человек, стремящийся к самореализации, саморазвитию, саморегуляции в изменяющемся обществе. Пусковым механизмом процессов саморазвития становятся овладение педагогами идеи творчества, их мотивационно-технологическая готовность к участию в инновационных процессах, всемерное стимулирование самодеятельности и креативной жизнедеятельности, поддержка научно-методических инициатив, экспериментальной работы. Таким образом, деятельность методической службы в целом всегда направлена на профессионально-личностный рост педагога и как результат - на личностный рост школьников.

Являясь частью системы образования, методическая служба не только изменяется вместе со всей системой образования, но и при оптимальной ее организации направленность этих изменений вписывается в контекст общих изменений. Мало того, методическая служба в своем развитии должна опережать существующую практику, с тем чтобы профессиональное развитие работников образования не только подготавливало их к работе в измененных условиях, но и опережало эти изменения: развитие не в след изменениям, а впереди них.

Среди основных факторов, оказывающих преобразующее воздействие на систему образования, - приоритетный национальный проект «Образование», комплексный проект модернизации образования и современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики. В содержании этих документов прослеживается главный вопрос стратегии развития образования - достижение нового качества образования, создание новой модели школы через:

- новые образовательные стандарты;

- новую систему оценки качества образования;

- индивидуализацию образования;

- новую систему оплаты труда;

- введение нормативного подушевого финансирования;

- участие общественных институтов в управлении общим образованием;

- информатизацию общего образования;

- создание системы предшкольного образования.

Рассмотрим некоторые из направлений модернизации образования и каково место в нем муниципальной методической службы.

В этом учебном году в 14 регионах Российской Федерации началась апробация Базисного образовательного плана для начальной школы, подготовленного Российской академией образования. Апробация проходит в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», участие методических служб в этом направлении очевидно: это работа с учителем по новому содержанию образования, по использованию новых методик и технологий в образовательном процессе, направленных на развитие рефлексии и мыследеятельности школьника. Реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив, требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего общей идеологии стандарта. Как это сделать технологически верно и эффективно - работа муниципальной методической службы.

Рост участия общественности в жизни школы, в развитии образования, проявляющийся в устойчивой тенденции укрепления государственно-общественных моделей управления образованием, обусловливает необходимость более широкого вовлечения научной, педагогической общественности, родителей в деятельность по контролю за качеством образования, включая качество соответствующих средств обучения. Идея качества образования становится не просто актуальной, а приобретает значение системообразующего фактора среди всех других факторов и направлений деятельности, призванных обеспечить единство российского образования и его уровень, отвечающий требованиям современной экономики и вызовам нашего времени. В этих условиях деятельность методической службы направлена на решение двух задач. Во-первых, методическая служба участвует в создании системы управления качеством образования и поддерживает ее функционирование, а во-вторых, методическая служба участвует в квалитативной подготовке работников образования к использованию современных средств измерения. Учитель занимает центральное место в системе качества образования. Так кому же, как не методистам, изучать состояние качества учителя как субъекта образовательной деятельности? Кому же, если не методисту, заботиться о профессиональном развитии (повышении качества) учителя?

Развитие образовательного учреждения или образовательной системы достигается за счет последовательного выполнения обязательных управленческих действий: анализа сложившегося положения, выбора цели, составления программы развития, организации исполнения программы и т.д. Важнейшая задача методической службы здесь накопление и фиксация опыта разработки и реализации программ развития, возможно - разработка образцов таких программ. И одновременно с этой задачей методическая служба решает другую: обучение заместителей руководителей образовательных учреждений умению управлять. Семинары, обмен опытом, обсуждение проблем управления в профессиональном сообществе - это самостоятельная работа, а методические службы не только координируют эту работу, но и принимают самое активное участие в ее организации и проведении.

О каком направлении модернизации образования мы бы сегодня ни говорили, оно методически сопровождается и поддерживается муниципальной методической службой. Эта каждодневная работа, происходящая на уровне образовательного учреждения или муниципального образования, и все многообразие форм методической поддержки направлено на профессиональное развитие педагогов.

Процессы модернизации образования коснулись и самой муниципальной методической службы (ММС), и направлены они на достижение нового качества их деятельности. Так, проект «Информатизация системы образования» (ИСО) дал методическим структурам возможность выбора движения в профессиональном образовательном пространстве, очень вовремя стал одним из условий достижения требуемого качества методической деятельности. Как сказано в содержании этого проекта, межшкольные методические центры (ММЦ) «обеспечат поддержку процессов информатизации школ, широкого распространения разработанных в Проекте учебно-методических материалов и повышение квалификации управленцев и педагогов в регионах проекта». Но как показывает практика, деятельность новых структур выходит далеко за рамки проекта и в конечном итоге способствует переходу методической службы на новый уровень развития и на решение стратегических задач в сфере образования.

Сегодня в регионах России (Республика Карелия, Красноярский, Пермский, Ставропольский, Хабаровский края, Челябинская, Калужская области), где реализовывался проект ИСО, прослеживается процесс взаимопроникновения и взаимообогащения двух систем РКЦ (региональный координационный центр) - ММЦ и ММС. С одной стороны, недостаточно технически оборудованные помещения ММС и низкая квалификация некоторых методистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). С другой - сотрудники ММЦ, на которых в связи с проектной деятельностью возложены неспецифические для них ранее методические функции, поэтому им просто необходимо перенимать опыт организации взаимодействия и методов работы с педагогами у методистов ММС.

В настоящее время информатизация является важнейшим механизмом обновления образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования. Интенсивное развитие сферы общего и дополнительного образования детей на основе использования ИКТ становится важнейшим национальным приоритетом. Развитие ИКТ не только открывает новые возможности, но и предъявляет новые требования к системе образования. Во-первых, основой современной образовательной системы должна стать высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда, требующая определенным образом подготовленных участников образовательного процесса.

Во-вторых, поскольку политика модернизации предусматривает системные изменения в образовании, то методическая служба должна обеспечить оперативное и массовое внедрение системообразующих инноваций в области информатизации; в свою очередь методическая работа как один из видов деятельности системы образования не может исключаться из процесса информатизации. Поэтому и начался этот процесс объединения ММЦ и ММС, но везде он идет по-разному.

Очень важно отметить, что сегодня ММЦ в структуре ММС уже не только занимается обучением компьютерной грамотности, но и активно развивает в деятельности с педагогами и образовательными учреждениями интерактивные формы работы. Это разработка уроков с использованием ИКТ; внедрение в практику интерактивных форм преподавания учебных предметов, например использование интерактивной доски и комплекта «Живая математика»; использование моделирующих сред и программы «Открытая физика»; использование ИКТ в системе воспитательной работы, в административной деятельности и научно-исследовательской деятельности учащихся; разработка интегрированных уроков и уроков с ИКТ поддержкой; ведение уроков с использованием материалов электронных учебников; дистанционное консультирование и т.п. Применение информационных технологий в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащегося на всех ступенях образования. В это понятие входит прежде всего владение учащимися всеми информационными процессами, такими как определение, идентификация, поиск, управление, интегрирование, оценивание или анализ, создание новой на основе предыдущей работы, передача.

Основной задачей в рамках методического обеспечения по существу является непрерывное образование педагогов. Непрерывное образование, «образование длиною в жизнь» - это, как подчеркивается в ряде международных документов, необходимое условие формирования экономики, построенной на знаниях. Постоянно учащийся педагог может передать эффективную стратегию учения своим ученикам.

Помощь методиста осуществляется в форме ответов на вопросы, индивидуальных занятий с работником образования, групповых лекций, семинаров, коллективных обсуждений. Эта деятельность является организованной и структурированной во времени формой общения, преследующей цели обучения, то есть образовательной деятельностью в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (ЮНЕСКО, 1997 год). В рамках указанной классификации эта деятельность рассматривается как дополнительное образование взрослых. Последнее понятие нашло отражение и в Законе РФ «Об образовании» (редакция 2007 года).

Накопленный опыт работы, кадровый потенциал позволяют решать не только задачи, традиционно стоящие перед методической службой, но и только зарождающиеся проблемы образования, поддерживать экспериментальную и инновационную деятельность.

Сложность задач, стоящих перед методическими службами, сегодня существенно возрастает. Это связано со следующими факторами:

- введение нового образовательного стандарта, в частности, расширяющего понятие образовательной программы, включая в нее дополнительное образование;

- необходимость сбалансировать ориентацию образовательного процесса на результаты ЕГЭ (в его существующем виде) другими целевыми ориентирами и показателями;

- практическое осуществление профильного образования;

- реализация новых моделей школы, в частности «Школы будущего», «Школы информатизации», базирующейся на использовании информационно-коммуникационных технологий.

В связи с этим учителю нужно обеспечить профессиональный патронаж его развития не эпизодическим повышением квалификации раз в пять лет или в три года, а постоянной, четко организованной, каждодневной методической поддержкой. Методические службы, как никто другой, имеют возможности через стажировки, тренинги, мастер-классы удовлетворять индивидуальные потребности педагогов в непрерывном повышении квалификации. Эту специфическую деятельность вряд ли в полном объеме могут осуществлять другие образовательные учреждения.