Цель и смысл профсоюзных уроков - формирование правового самосознания старшеклассников, воспитание демократических начал в жизни школьных коллективов, подготовка молодежи к трудовой жизни и формирование независимой, самоценной личности.

Основные международные документы, определяющие понятие достойного труда, разрабатывали и принимали в XX веке Организация объединенных наций и Международная организация труда, затем их ратифицировали государства и отражали в положениях своих законодательных актов. Сегодня складывается принципиально новый механизм защиты прав человека в сфере труда, в котором важную роль играет, с одной стороны, социальный диалог (или партнерство) работодателей и работников, интересы которых представляет профсоюз. С другой стороны, важны и готовность, способность, умение самого работника отстаивать свои трудовые права.

В рыночной экономике наряду с финансовым, товарным и другими рынками существует специфический рынок труда, который регулируется законом спроса и предложения на рабочую силу. Условия и оплата труда имеют здесь не последнее значение. Они, так же как и квалификация работника, повышают конкурентоспособность рынка труда, конкретного предприятия и работника.

Профессиональное самоопределение выпускников школ можно рассматривать как процесс их интеграции в квалификационную и профессиональную структуру рынка труда. Продолжение образования в вузе имеет явный приоритет среди школьников. Этому варианту профессионального развития отдают предпочтение 62 процента школьников и 64 процента школьниц, обучающихся в 9-11-х классах. К окончанию средней школы процент желающих получить высшее образование возрастает до 70.

Главный мотив продолжения обучения (в вузе, ссузе, техническом колледже) - желание получить интересную работу и возможность реализовать свои способности. Тут важны условия, обеспечивающие достойный труд, престижность будущей деятельности, то есть для выпускников школ образование представляет ценность как инструмент, позволяющий обеспечить достойное качество жизни, завоевать определенный социально-экономический статус. При этом следует отметить, что главной причиной трудоустройства сразу после окончания школы почти для половины выпускников становится необходимость заработка как средства существования, что позволяет отнести их к группам малообеспеченного населения или даже к нуждающимся.

Еще один интересный момент в определении старшеклассниками своего трудового пути - игнорирование ими тенденций развития рынка труда. Несмотря на то что рынок труда перенасыщен специалистами экономического и юридического профиля, что трудоустройство выпускников вузов по этим специальностям затруднено, школьники продолжают демонстрировать интерес к этим профессиям. Анализ ответов школьников позволяет спрогнозировать, что в ближайшей перспективе городское хозяйство Москвы с большой долей вероятности будет испытывать потребность в медиках, строителях, педагогах и социальных работниках. Доля старшеклассников, желающих получить специальность в этих областях, в структуре ответов мала.

Значительная часть школьников после окончания 9-11-х классов собирается искать работу, но, несмотря на увеличение количества вакансий, трудоустройство подростков по-прежнему затруднено. Главная причина этого - нежелание работодателей принимать на работу молодежь без профессионального образования. Работодатели предъявляют высокие требования к квалификации, навыкам и умениям претендентов на рабочие места. Кроме того, есть законодательные ограничения по возрасту и полу. Сегодня в Москве безработная молодежь в возрасте 16-19 лет составляет около 19 процентов от всех зарегистрированных безработных, доля подростков до 18 лет в общей численности безработной молодежи составляет порядка 12 процентов.

При всем этом молодежи и подросткам важно знать и уметь пользоваться своими трудовыми правами и социальными гарантиями как при трудоустройстве, так и после приема на работу. Для этого мы и проводим профсоюзные уроки для старшеклассников.