Два года назад, когда у нас сотрудники Нижегородского института развития образования вели курсовую подготовку, начальник информационно-аналитического отдела Елена Кузнецова предложила заключить договор на работу по созданию образовательной карты района. Нам это показалось интересным, и мы «загорелись». В первый раз на нашей базе прошли трехдневные курсы. Директора школ с завучами приехали со своим статистическим материалом за последние три года, его систематизировали, и теперь каждая школа имеет свою образовательную карту. Это целая система графиков, таблиц, диаграмм, которые постоянно пополняются новыми данными и автоматически пересчитываются как по школе, так и по району. Надо сказать, что данные образовательных карт каждой из школ входят в образовательную карту всего Воротынского района. Любая школа всегда может сравнить свои результаты, введя в школьный компьютер, где установлена эта программа, данные после учебной четверти по каждому классу, по каждому учителю, по определенной предметной области. Это стало серьезным подспорьем для анализа работы как в целом по району, так и по каждому образовательному учреждению. А это дает возможность систематизации всей работы - и с кадрами, и по общеучебным показателям, и по развитию качества образования. Так, во всех школах района появился машинный вариант, а он достаточно многоплановый, что впоследствии позволило уточнить методическую тему, как воспитательную, так и учебную, и каждой школы, и в целом по району. По такой упорядоченной системе мы работаем уже третий учебный год, и она нам очень помогает. Например, позволяет сравнить все школы района, увидеть их подъемы и спады в работе. При этом облегчается труд администраторов - не надо сидеть, считать проценты, все это уже делает программа. Главное, заложить результаты, например, учебного года - по предметам, по параллелям, если нужно, по педагогам, и она все автоматически пересчитывает. Показывается процент успеваемости, обучаемости.

Сейчас уже работать в этой программе легко, но вначале тяжеловато было. Кстати, и для сотрудников информационно-аналитического отдела НИРО это тоже стало своеобразным опытом компьютеризации управления школой.

Образовательная карта Воротынского района выглядит так.

На первом слайде - общие сведения с указанием названий всех школ, года введения в эксплуатацию школьных зданий, проектной мощности и реальной наполняемости, количества классов, директоров школ и их контактов.

Отмечу, что практически на каждом слайде есть гиперссылки. Нажимаешь ее, и по каждому конкретному образовательному учреждению выходит своя информация: условия и организация образовательного процесса, программы, обеспеченность учебной литературой, динамика по каждому направлению, мониторинг социума, где показана общая картина по здоровью учеников, социальное положение их семей, образовательный уровень родителей. Отслеживаем качество знаний, смотрим итоговую аттестацию выпускников, результаты предметных олимпиад. Отдельный слайд посвящен кадровому составу, где представлены сведения об образовании, стаже и квалификации педагогов. На слайде по методической работе картина дана в целом: сформирована тема методработы и по каждой школе, и по району. Оценки эффективности по этому направлению выведены, скорее, не для нас, работников управления, а для школ, для их самооценки. В сущности образовательная карта школы - это система оценивания по разным параметрам. Педагоги видят свои результаты, имеют возможность сравнить их с другими школами и подтянуться до более высокого уровня.

Все это оказалось настолько действенным, что сейчас мы делаем подобные образовательные карты для дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Накануне прошлого учебного года мы выступали на августовской педагогической конференции НИРО, рассказывали о своем опыте работы, попытались доказать, что сегодня без такой системы просто не обойтись. Процесс управления сейчас должен быть оптимизирован - нужно уйти от лишних бумаг, от подсчетов. Надо получить как можно более объективную картину того, что делается всеми участниками общеобразовательного процесса. Это взгляд со стороны, где ничего не приукрасишь: может, кто-то из руководителей и хотел бы умолчать о недостатках, но поскольку машина, скажем так, беспристрастна, то все высветится - и плохое, и хорошее. А когда есть возможность сравнить себя с другими, то это подстегивает к работе.

К сведению

«Образовательная карта как технология информационно-аналитической деятельности руководителя ОУ» - это новая программа курсов повышения квалификации педагогов. Ее уникальность в том, что каждый участник получает электронные шаблоны и пакет методических материалов, которые позволяют быстро и качественно собрать, систематизировать и проанализировать информацию о качестве образовательных результатов, условиях и цене их достижения.

Результат курсовой подготовки руководителя образовательного учреждения любого типа и есть «Образовательная карта» - электронная база данных о процессе функционирования и развития образовательного учреждения.

Педагоги и управленцы, прошедшие курс обучения, отмечают следующие преимущества программы:

освобождение от рутинной и монотонной работы с огромным количеством бумаг;

автоматизация трудоемких операций по обработке статистической и педагогической информации;

оперативное извлечение нужной информации;

определение точек педагогического роста и «болевых точек», требующих принятия управленческого решения.

Кроме того, технология работы с образовательной картой позволяет каждому руководителю образовательного учреждения осознать процесс образования в своей школе как системный, управляемый и развивающийся.

Программа разработана и внедрена в практику в 2005 году сотрудниками информационно-аналитического отдела Нижегородского института развития образования. Во всех районах области сегодня работают с образовательными картами своих учреждений выпускники курсов - педагоги общеобразовательных школ, детских домов, дошкольных учреждений, профессиональных училищ и лицеев, домов детского творчества. В 20 районах Нижегородской области обучены все руководители школ. Мониторинг качества образования ведется по районной образовательной карте. Сегодня можно говорить о том, что создана региональная образовательная карта.

Полосу подготовила Ирина МАЛИНИНА. Нижегородская область