Ребенок должен быть здоров. Непреложная аксиома. За этими словами кроется многое. Забота. Методики и технологии. Идеи. Малышу нужно развиваться. Девчушки и мальчонки стремятся пощупать этот мир собственными пальчиками, проверить его гладкость и мягкость, удостовериться собственными глазками в том, что он ярок и прекрасен, осмыслить рассказанное и сделать индивидуальный вывод. Порой парадоксальный. Непредсказуемый. Но неизменно верный. Ведь устами младенца недаром глаголет что-то такое... ох уж это детское слово, попадающее точно в цель!

«Березка», как называют 9-й сад, была посажена на благодатную почву жилого микрорайона старинного волжского города в 1978 году. Тогда главным ее садовником оказался завод «Угличмаш». Садик, опекаемый столь крупным предприятием, в качестве подшефного беды не знал. Время сложившихся отношений не испортило, изменялись статусы и формы собственности на бумаге, а дружба вопреки всем новациям оставалась.

Заведующая детским садом Вера Курашева говорит, что в «Березке» процесс воспитания и образования детей рассматривают как создание условий для творческой активности, стимулирования воображения, желание включаться в деятельность с творческой направленностью, в которой дошкольник способен занять позицию субъекта, сохраняя индивидуальность ребенка, развивая потребность самовыражения и реализацию потенциальных возможностей.

Работа по укреплению здоровья в 9-м строится на основе программы, разработанной педагогами детского сада «Здоровый малыш». Это комплексное проведение лечебно-профилактической, физкультурно-оздоровительной работы, закаливающих процедур, взаимодействия медицинских работников, педагогов и семьи. Медики проводят осмотр всех детей, оценивая их физическое и нервно-психическое развитие, на основе заключения о здоровье ребенка назначаются режим и питание, гимнастика и закаливание.

В садике есть медико-психолого-педагогическая группа сопровождения развития ребенка, в состав которой входят врач-педиатр, старшая медсестра, инструктор по физической культуре и ЛФК, психолог, логопеды, музыкальные руководители, «художники», открывающие малышам мир рисунка, воспитатели. Педагоги и специалисты координируют содержание воспитательно-образовательной работы, осуществляют совместное планирование, проводят обсуждение достижений и проблем детей, выстраивают траекторию развития ребенка, оказывают профилактическую и коррекционную помощь.

Часто болеющие дети поступают в ведение доктора Нины Штульбой, она контролирует, как идут дела у сформированной в саду реабилитационной группы. Вообще популярность здешних ароматических сеансов и циркулярного душа столь велика, что в 9-й стремятся отдавать детей все озабоченные ослабленным здоровьем своих чад мамочки и папы. Да еще к тому же, по слухам, «Угличмаш» обещал подарить какой-то невиданный массажный аппарат...

Психолог Юлия Камзина разрабатывает авторские программы, выявляющие способы, как помочь каждому ребеночку, и рекомендации для педагогов. Юлия Викторовна тщательно продумала антураж своих кабинетов: сенсорной комнаты, зальчика для коррекционной работы. Звездное небо, шелест прибоя, игры полутеней на стенах. Если капнуть на морскую ракушку капельку концентрированного аромата, то можно в мгновение ока перенестись на берег океана или оказаться на только что скошенном лугу, благо поваляться есть где, пуфики набиты шуршащей гречихой и могут принять любую удобную для медитации форму.

В маленькой избушке, примостившейся в уголке изостудии, печь да сумка для слетка пчел, самовар да коляска-карета. Это память о былом житье, это результат поисков на бабушкиных чердаках. Сюда приносят все, повествующее об истории. И делают собственноручно нечто, способное оживить музейные раритеты. Многим поделкам научила ребят историк школы из Климатина Татьяна Голова, показав свои работы, эстафету далекой деревенской мастерицы переняла педагог по изо садика Светлана Плешакова. Лепят юные художники свои изделия, пекут в печи бараночки, бывает, разведут и меха гармошечки, чтобы творить веселей было.

Сегодня в 11 группах поют и танцуют, пьют кислородный коктейль и расслабляются в сенсорной комнате 210 пострелят от полутора до семи лет. Они едят, чтобы быть здоровыми, придумывают собственные города, чтобы когда-нибудь свои мечты воплотить, и осваивают азы рукопашного боя, с которыми их знакомит Наталья Епатко, чтобы вырасти сильными, ловкими, бесстрашными.

На базе 9-го апробируется областной эксперимент по повышению качества и индивидуализации образования. Угличский информационно-методический кабинет Управления образования во главе со Светланой Мельниковой не дает заблудиться малышам и их наставникам в лабиринте сведений о программах и нормативных документах. А кадеты из школы №5 всегда с удовольствием берут детсадовскую ребятню на свои показательные выступления, где они все вместе демонстрируют правила ведения боя.

Муж одной из замечательных воспитательниц садика, отмеченной дипломом победительницы областного конкурса, Натальи Анатольевны, испытал превратности войны в Афганистане лично. Епатко приходит к воспитанникам своей жены, рассказывает им о героизме, ответственности, братстве, он говорит о людях, которые жили с ним бок о бок в невероятно трудных условиях. Девчонки и мальчишки плачут, но не только. Они учатся не сдаваться обстоятельствам и любить. Друг друга, родных и город, в котором они растут.

Углич, Ярославская область