С болью в сердце мы, учителя, наблюдаем отрешенные взгляды детей, которые волею непростой судьбы оказываются в нашем сельском реабилитационном центре.

За примерами далеко ходить не надо. В нашем сравнительно небольшом районе в 2006 году на 153 брака пришлось 85 разводов, а в 2007-м соответственно 136 и 108. 77 семей находятся на учете как социально неблагополучные. А в них растут 143 ребенка. Когда в этом году на торжественной линейке учительница Н.Ф.Чура представила двух первоклассников, у меня душа в пятки ушла! Куда мы идем?! Помню, как 30 лет назад, когда школа открылась, в ней было более трехсот ребят. А этом учебном году всего-то 109.

Решение проблем семьи и семейного воспитания требует неотложного, пристального внимания всех структур общества, ведомств, конкретного социума. Наша школа всегда вела большую работу с родителями учеников.

В Год семьи во всех классах прошли мероприятия, на которых замечена высокая активность детей и родителей. Родители в школе не просто гости, а помощники, друзья.

Классные руководители начальных классов проводили интересные занятия - вечера «Родной очаг», «Вера, Надежда, Любовь, София», «Я и моя семья». Не менее содержательными и полезными были мероприятия в средних классах. А у старшеклассников особо удалась деловая игра «Крепка семья - сильна держава». Расскажу, как она проходила. Уютная обстановка читального зала, соответствующее оформление располагали к откровенному разговору. Прозвучала песня «Родительский дом», был показан фильм, снятый о семье наших учениц Ани и Даши Тороповых. Их родители - наглядный пример образцовой семьи, где царят внимание друг к другу, забота и доброта. Вопрос «А много ли у нас в округе таких семей?» вначале несколько озадачил старшеклассников. После короткого обдумывания большинство ребят занимают место около таблички «Не знаю» (22 человека). А утвердительно ответили всего 11 человек. Можно сделать вывод - есть нам над чем работать. Следующий вопрос звучит так: «Что нужно, чтобы семья была здоровой?». Ребята распределяются на три группы, в каждой из них педагог и родители. Все вместе составляют программу действий оздоровления семьи, записывают ее, а затем озвучивают.

Казалось, никаких особо модных методик не было использовано, но общение получилось заинтересованным, умным, исповедальным.

Галина ИВАНОВА, педагог-краевед Андогской школы, с. Никольское, Кадуйский район, Вологодская область