Многие преподаватели (в том числе ваш покорный слуга) давно выступали за изменение современного образования в сторону деятельностной и исследовательской парадигмы. Казалось бы, все великолепно, образование меняется в лучшую сторону. Если бы не одно «но». Все эти попытки внедрения деятельностного подхода разбиваются об «эпоху ЕГЭ», когда результативность среднего образования будет определяться только итогами сдачи шаблонного государственного экзамена. Так соотносятся ли деятельностный подход и ориентация на ЕГЭ? Практически нет. Они друг другу противоречат и препятствуют. Пока ЕГЭ по экономике не вводится, есть время для кардинального роста эффективности ее преподавания, как и других «практико-ориентированных» предметов, на основе деятельностного подхода.

Ведь если приоритетом общества и системы образования считать не получение максимальных баллов по ЕГЭ любыми способами, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи, то результат образования будет «измеряться» опытом решения таких задач. Тогда на первый план наряду с общей грамотностью выступают такие способности выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, работа в проектном режиме...

Поэтому пока в школе не вводится обязательная сдача ЕГЭ по экономике, но при этом провозглашается приоритет перехода к деятельностной парадигме в образовании, есть возможность выхода этого предмета на новый качественный уровень. Ведь если доминирование ЕГЭ и практика натаскивания на сдачу государственных экзаменов продолжатся, то экономика (наряду с несколькими другими «пратико-ориентированными» предметами) выйдет на ведущие позиции в школьном образовании, это будут единственные предметы, которые вызывают у учеников интерес и стремление к их изучению.

Попробуем обрисовать перспективу преподавания предмета «Экономика» на ближайшее будущее. На мой взгляд, его ждут следующие изменения:

- внедрение в учебный процесс технологий и методов, ориентирующих учеников на практическое применение полученных знаний;

- прекращение повышения теоретической компоненты в изучении предмета (включенная в современные программы теоретическая база предмета достаточна для его нормального изучения и понимания);

- активное включение в учебный процесс деятельностных методов с акцентом на исследовательские формы и методы работы.

Евгений СМЫШЛЯЕВ, преподаватель экономики лицея города Лобни, учитель года Московской области