Статфакт

Сельские школы составляют большую часть всех общеобразовательных учреждений России - 69,8 процента (45 тысяч). При этом в них обучаются 30,6 процента (5,9 миллиона человек) от общего количества школьников и работают 40,7 процента (685 тысяч) учителей.

Значительная доля сельских школ - малокомплектные. Начальные школы с численностью до 15 человек составляют 64 процента от общего количества школ данной ступени, с численностью до 10 человек - 43 процента. Большую часть основных школ составляют образовательные учреждения с численностью до 100 человек - 86 процентов, при этом школ, где 40 и менее учеников, - 26 процентов. Средних школ с численностью 100 и менее учеников - 15,2 процента.

Школы с углубленным изучением предметов в сельских районах составляют 25 процентов от общего количества школ подобного типа, гимназии - 6 процентов, лицеи - 8 процентов.

Школы, имеющие все виды благоустройства (водопровод, центральное отопление, канализация), в сельской местности составляют 35 процентов от общего количества школ (в городах - 89 процентов), имеющие столовые и буфеты - 71 процент (в городах - 96 процентов).

Физкультурные залы имеют 60 процентов сельских школ и 92 процента городских, кабинеты информатики - 37 процентов сельских и 69 процентов городских.

Более 15 тысяч сельских школ требуют капитального ремонта, около 3 тысяч находятся в аварийном состоянии.

К примеру, сегодня образовательная система Лодейнопольского района - региональная экспериментальная площадка по теме «Формирование единого образовательного пространства на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений». Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов стала региональной экспериментальной площадкой по введению профильной подготовки школьников, а третья - школой - центром патриотического воспитания. Рассветовская школа работает над психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как средства развития социокультурной среды территории, а Алеховщинская - над психолого-педагогическим сопровождением профильного обучения.

По словам Ларисы Григорьевны, опытно-экспериментальная деятельность осуществляется в соответствии с семью содержательными линиями эксперимента:

сетевое взаимодействие образовательных учреждений в развитии предшкольного образования детей;

сетевое взаимодействие в обеспечении возможностей индивидуального образовательного маршрута в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения;

сетевое взаимодействие в управлении качеством образования на муниципальном уровне;

сетевое взаимодействие в создании условий для развития эффективной системы непрерывного повышения квалификации работников образования на основе ИКТ;

сетевое взаимодействие, обеспечивающее создание условий для воспитания и социализации молодежи в муниципальном образовательном пространстве;

сетевое взаимодействие в психолого-педагогическом сопровождении процессов развития ребенка;

сетевое взаимодействие с целью сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.

- По каждому направлению созданы рабочие группы и координационные советы, возглавляемые специалистами отдела образования, - поясняет Лариса Люлина. - Методическое сопровождение осуществляет районный методический кабинет, используя возможности Ресурсного центра по переподготовке кадров. Научное руководство инновационной деятельностью осуществляется Ленинградским областным институтом развития образования, научный руководитель проекта - Сергей Тарасов, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, доктор педагогических наук, профессор.

- Лариса Григорьевна, наиболее острые проблемы в российской системе образования связаны с малокомплектной школой. Если брать экономический аспект, то расходы на образование в сельских школах в расчете на одного ученика в среднем в 2,5-4 раза выше аналогичных расходов в городских школах. При этом качество обучения в малокомплектной школе ниже, так как один учитель часто ведет несколько предметов.

- Безусловно, малокомплектная школа испытывает социально-экономические проблемы. Поэтому требуется разумная реструктуризация сети сельских школ. Наш район участвовал в федеральном эксперименте по реструктуризации в 2002 - 2004 годах. Первый этап реструктуризации привел к созданию двух базовых сельских школ и на их основе двух школьных округов - Алеховщинского и Рассветовского. В Рассветовский округ входят детский сад №10 «Теремок», Рассветовская средняя общеобразовательная школа с дошкольными группами. Алеховщинский школьный округ составляют детский сад №11 и Алеховщинская средняя общеобразовательная школа.

- Какое значение имела реструктуризация для школ - участников эксперимента и для всей муниципальной системы в целом?

- Для Алеховщинской и Рассветовской школ - значительное укрепление материально-технической базы, и на этой основе - достижение нового качества образования. Показатели районных олимпиад, результаты итоговой аттестации, отсутствие отсева из школ - убедительное тому подтверждение. Самые последние победы - 4 золотых и 1 серебряный медалист в Алеховщинской школе и победа учителя Рассветовской школы Элины Александровны Карягиной в областном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Успехам предшествовали большая разъяснительная работа, индивидуальные встречи и беседы. Только после этого идеи оптимизации в целях повышения качества образования стали разделять и родители учеников малокомплектных школ, и учителя. Безусловно, помогла программа губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова «Школьный автобус»: школы района получили 10 автобусов, благодаря чему был решен вопрос подвоза детей из отдаленных деревень в базовые сельские школы.

Таким образом, на втором этапе оптимизации в 2004 - 2007 годах были реорганизованы Свирская (обучались 5 детей), Боровская (2 ребенка), Андреевщинская (3 ребенка) начальные малокомплектные школы.

Инициаторами закрытия выступили сами родители, которых условия обучения в базовых сельских школах убедили лучше всяких слов. А в 2008 году была принята муниципальная программа оптимизации образовательной сети, рассчитанная на 2008 - 2010 годы. В соответствии с этой программой была реорганизована лодейнопольская основная общеобразовательная школа №1 путем присоединения к ней школы-интерната №4, изменен статус Шамокшской основной общеобразовательной школы: она стала начальной школой - детским садом. Подобные меры были необходимы для перехода на нормативное финансирование в соответствии с законом Ленинградской области «О нормативах расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Ленинградской области».

Нужно заметить, что одновременно идет расширение сети дошкольных образовательных учреждений в целях ликвидации очереди в детские сады, которая достигает 400 человек. В 2008 году дополнительно открыты в городе Лодейное Поле две группы для детей раннего возраста, третья группа открыта в селе Алеховщина. В 2009 году в райцентре начнется строительство детского сада на 140 мест.

Можно сказать, что эксперимент по реструктуризации сельских школ перевел нас на другой качественный уровень. Изменились условия обучения, и вследствие этого действительно изменилось его качество. Сегодня в школах Лодейнопольского района ведутся все предметы. Информатику и английский язык школьники изучают со второго класса. Занимаются в прекрасных спортивных залах, питаются в хороших столовых.

- Лариса Григорьевна, как вы думаете, что нужно для того, чтобы процесс реструктуризации прошел безболезненно и эффективно?

- Мне кажется, для этого нужно осознать, что время идет вперед. И уже важно не выживать, а развиваться. Конечно, для этого необходимы определенные условия, и их нужно создавать.

Лодейное Поле, Ленинградская область

Глоссарий

Перспективные модели реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных

в сельской местности

Базовая (опорная) школа с сетью филиалов

Эта модель представляет собой единое общеобразовательное учреждение, где отдельные единицы (школы-филиалы) выступают в качестве структурных подразделений.

Базовая школа по отношению к филиалам несет функцию ресурсного центра. Она в лучшей степени укомплектована учебным оборудованием, имеет более сильные педагогические кадры.

Базовая школа выполняет функции организации и обеспечения учебного процесса, методического руководства единым образовательным процессом. Апробируются различные модели: выезд учителей по скользящему графику, привоз детей на занятия или общие мероприятия, возможность круглосуточного пребывания.

Базовая школа выполняет интегративную функцию (проведение коллективных мероприятий), создает единое образовательное пространство, позволяя снизить эффект социальной отчужденности для удаленных или малокомплектных школ - филиалов.

Особым вариантом выступает профилизация школ, ориентированная либо на получение в старшем звене рабочей профессии, востребованной на местном рынке труда, либо на перспективные профессии, либо на одаренных в данной предметной области детей.

Передвижная лаборатория

При низкой оснащенности учебно-демонстрационным и лабораторным оборудованием и отсутствии достаточного количества учителей-предметников, имеющих соответствующее базовое образование, небольшие образовательные учреждения основного и среднего (полного) образования могут обслуживаться передвижной лабораторией, закрепленной за крупным общеобразовательным учреждением (ресурсным центром) по соответствующему графику.

Обслуживаемые школы являются самостоятельными юридическими лицами (не филиалами). Отношения с ними строятся на договорной основе.

Социокультурный комплекс

Данная модель предполагает интеграцию деятельности образовательных учреждений с учреждениями социальной сферы, культуры, дополнительного образования, а также хозяйствами, расположенными в микросоциуме.

Модель социокультурных комплексов апробируется в следующих вариантах:

на ассоциативной основе: учреждения образования, культуры, спорта входят в комплекс на договорной основе, строят работу по единому плану;

на административной основе: путем передачи образовательному учреждению ставок работников культуры и спортивных тренеров;

как единое юридическое лицо со структурными подразделениями.

Ассоциация образовательных

учреждений

Данная модель представляет собой ассоциацию самостоятельных юридических лиц, ориентированных на горизонтальное партнерство. Головной организации и иерархического административного подчинения нет. Но при этом разделены функции между различными образовательными учреждениями.

Ассоциированное образовательное пространство создает возможности для реализации общей образовательной программы и объединения ресурсов (экономических, педагогических, методических, социальных, пр.). Также создается возможность для индивидуализации образовательных программ.