Комментарий «УГ»

*См. статью Андрея ПОЧУЕВА «Добро.ru пожаловать.org!», №11, 2008 год, «ИКТ в образовании».

*См. статью Андрея ВОРОБЬЕВА «Отдай домен!», №14, 2008 год, «ИКТ в образовании».

Как сообщалось ранее, для зоны .SU будет доступна регистрация доменов в латинском, греческом, кириллице, армянском, иврите, арабском и грузинском алфавитах. Для зон .COM и .NET выбор шире: доступны латинский, греческий, кириллица, армянский, иврит, арабский, грузинский, бенгальский, ория, тамильский, каннада, тайский, тибетский, бирманский, рунический, монгольский алфавиты, а также японские, китайские и корейские иероглифы*.

От обычного домена многоязычный отличается тем, что, будучи написан на латинице, имеет обязательный префикс xn- и закодированную часть, которая может быть перекодирована в слово на национальном алфавите. Например, в браузере можно с клавиатуры набрать «мойдомен.su», и он автоматически будет перекодирован в «xn-d1acklchcc.su». Домен «ки§ в.su» превратится в «xn-b1alf1j.su», а малопонятная среднестатистическому российскому обывателю комбинация «?????.net» в ничуть не более осмысленную «xn-jgbpi6aq.net».

Казалось бы, удобство очевидно: компании получают простые и легко запоминающиеся имена типа «окна.su», которые так просто продиктовать клиенту. Но это только на первый взгляд. Теперь людям придется не только объяснять, что это буква «С» - это «Си», как русская «Эс», а не как английская закорючка, но еще и втолковывать, в какой раскладке следует набирать первую часть домена, а в какой - вторую, ведь SU, COM и NET все равно придется набирать латиницей. А еще придется доказывать, что клиенту следует набрать именно «окна» по-русски, а не уже привычным способом okna латиницей. И если сотрудник будет не слишком убедителен, а клиент не слишком силен в компьютерах, то компания рискует его не просто потерять, а прямиком отправить к конкурентам. При печати тоже возможна путаница: например, непонятно, на каком языке набрано «CTPOKA.SU»? Конечно, этого можно избежать, если пользователь не будет набирать адрес на клавиатуре, а кликнет на ссылку. Но тогда в окне браузера он увидит вместо «окна.su» комбинацию «xn-80atjc.su». Как думаете, какой шанс, что пользователь это запомнит и вернется сюда снова? Кстати, не каждый браузер еще и осилит IDN-домен, а в Сети полно пользователей, использующих старые браузеры и операционные системы. Для них такие домены будут практически недоступны, а разбираться с проблемами придется техподдержкам и службам по работе с клиентами.

А вот кому от этого польза, так это киберсквоттерам и мошенникам*! Для них тут раздолье и непаханое поле. Можно зарегистрировать массу доменов, похожих на уже существующие, и предлагать компаниям их выкупить по сходной цене. Или вовсе использовать для фишинга. Скажем, попросить ввести свой пароль на каком-нибудь «яндекс.su», предупредив заранее в письме, что «яндекс.su» - это новый адрес «Яндекса», который призван сделать компанию ближе к русскоязычным пользователям, и напомнив про новый русскоязычный логотип компании в этой связи.

Нетрудно догадаться, что от этих нововведений пострадают прежде всего сами пользователи, которым придется теперь разбираться со всеми этими xn-jgbpi6aq.net, набирать адреса в двух раскладках, стараясь не запутаться и быть трижды внимательными, кликая на ссылки, особенно в письмах. Те же, кто не имеет в системе или на клавиатуре подходящей раскладки, и вовсе будут чувствовать себя ущербными, а Интернет в глобальном плане еще больше разделится на национальные острова.

Спрашивается, ради чего все это затевалось? Естественно, компании-регистраторы доменных имен от этого выиграют. Подумать только: такое расширение ассортимента, такой всплеск новых регистраций, столько денег! Посудите сами: месячный прирост регистраций новых доменов в зоне .SU в апреле после открытия регистрации IDN-доменов подскочил в три раза - с 4000 до 12000!

Конечно, всегда можно оправдаться тем, что свободные комбинации латинских букв подходят к концу и регистраторы ищут новые способы заработка. Однако при этом проблемы пользователей Интернета их нисколько не волнуют. Бизнес есть бизнес.

Константин ВЕНЦЛАВОВИЧ, по материалам www.provider.net.ru