Анализ сложившейся ситуации дает основания для вывода о недостаточной разработанности теоретико-методологической основы обучения слабослышащих студентов. Этот недостаток проявляется на фоне постоянно возрастающей необходимости повышения качества профессиональной подготовки специалистов, в том числе и в области информатики и ИКТ.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что нужно стараться ориентироваться не на ограниченные возможности жизнедеятельности данной группы людей, а на их способности. При этом следует отметить: слабослышащие учащиеся могут реализовать в полной мере свой творческий потенциал именно при изучении информатики и ИКТ.

Известно, что одна из основных задач образования заключается в интеллектуальном развитии личности. Наиболее результативно этот процесс протекает в том случае, если он основан на вовлечении обучаемого в разнообразные виды деятельности.

Использование средств ИКТ при обучении слабослышащих студентов информатике позволяет добиться максимальной эффективности обучения за счет повышения интереса студентов к изучаемому предмету, придания процессу обучения ярко выраженной эмоциональной окраски.

С помощью средств ИКТ гораздо проще улучшить психолого-педагогические условия учебной деятельности у слабослышащих студентов за счет:

создания устойчивого интереса и положительной мотивации учения;

включения механизма развития исследовательских, творческих качеств;

обеспечения положительного эмоционального состояния студента, отсутствия страха в момент возникновения затруднения;

создания благоприятных условий для формирования общей культуры мышления, коммуникативной культуры, развития информационной культуры человека;

развития рефлексии, самореализации, самопознания.

Необходимость в помощи педагога возникает при решении студентами творческих, исследовательских, проблемных задач. Преподаватель в такой ситуации приоритетно решает такие вопросы, как создание познавательной, творческой атмосферы в аудитории, стимулирование интереса к самостоятельному приобретению знаний, организация общения и сотрудничества студентов для коллективного решения общих проблем, что особенно важно именно для данной группы учащихся.

Включение ИКТ в повседневную практику преподавания при обучении слабослышащих студентов помогает более глубоко усвоить изученные в курсе информатики понятия, позволяя сменить пассивную позицию студентов на сознательно активную. А это дает им возможность получать большее количество информации. Происходит улучшение отношений между студентами и педагогами посредством раскрытия и тех и других своих личностных качеств, лучших сторон своего характера.

При подготовке и проведении занятий целесообразно использование студентами средств ИКТ, которые способствуют формированию умений формализации и структурирования информации, а также формированию способности к саморазвитию.

Следует отметить, что применение средств ИКТ при обучении слабослышащих студентов способствует развитию потенциала студентов данной группы и, как следствие, обеспечению высокого качества их подготовки по информатике.

Вадим ГРИНШКУН, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования МГПУ

Лариса ДЕРГАЧЕВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и прикладной математики МГПУ