Под фундаментальностью образования понимают направленность содержания на методологически значимые, системообразующие знания, инвариантные элементы человеческой культуры. Все это способствует развитию и реализации творческого потенциала обучаемого, обеспечивает качественно новый уровень его интеллектуальной и эмоционально-нравственной культуры, создает внутреннюю потребность в саморазвитии и самообразовании на протяжении всей жизни человека, а также помогает адаптации личности в быстро изменяющихся социально-экономических и информационно-технологических условиях. Очевидно, что процессы фундаментализации, характерные для отечественной системы образования, не могут не влиять на становление учебных курсов информатики.

За годы становления и совершенствования образования школьные курсы информатики существенно изменялись. Исходя из значения этой дисциплины для обучения, развития и воспитания учеников, ее целей и отношения к процессам фундаментализации образования, в развитии методических систем обучения информатике можно выделить, как минимум, шесть взаимосвязанных этапов.

Первый этап, который начался с конца 50-х годов прошлого века и продолжался до 1985 года, можно назвать подготовительным. В этот период имело место экспериментальное обучение школьников основам программирования и элементам кибернетики. В процессе длительной теоретической и практической работы была обоснована общеобразовательная и мировоззренческая значимость изучения информационного единства мира и основ алгоритмизации, необходимость включения в содержание общего среднего образования отдельного предмета, который раскрывает информационные связи, присущие системам различной природы, развивает мышление и интеллект школьника.

Второй этап, длившийся с 1985 года до конца 80-х годов прошлого века, характеризуется реализацией в школах практически буквально трактуемого тезиса «Программирование - вторая грамотность». В 1985-1986 учебном году для обучения старшеклассников был введен обязательный учебный предмет «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ). Для этого в сжатые сроки была подготовлена программа, пробное учебное пособие для школьников, методические рекомендации для учителей, проведена интенсивная курсовая подготовка педагогов, в основном преподавателей математики и физики. По мере оснащения школ компьютерами и накопления опыта их систематического использования учениками на уроках формировались различные подходы к преподаванию основ информатики. Однако в этот период так и не был реализован бесспорный потенциал школьной информатики в области повышения качества фундаментального образования, на который постоянно обращали внимание ведущие ученые страны.

Третий этап, относящийся к первой половине 90-х годов, связан с понятием «компьютерная грамотность школьника». В этом случае содержание обучения информатике компоновалось с учетом нацеленности на формирование у детей представления о возможностях применения компьютера и умений взаимодействовать с ним при решении задач из различных предметных областей, а также составлении несложных компьютерных программ. В базисном учебном плане школьная информатика сменила свое название с ОИВТ на «Информатику». В этот период школы страны начинают оснащаться компьютерами, а также программными средствами, необходимыми для изучения разделов дисциплины. Начинается активное обучение учащихся информационным технологиям.

Характерная для того времени недопустимая поверхностность трактовки своих взглядов авторами учебников, избыточность и вседозволенность «авторских» программ, составляемых учителями информатики, как правило, не имеющими педагогического образования, привели к тому, что цели, состав и содержание базовых понятий курса стали пониматься произвольно. При этом исходная ориентация курса информатики на развитие фундаментальных, общеобразовательных основ не обеспечивалась. В дальнейшем процесс ослабления общеобразовательной значимости курса породил тенденцию к исключению информатики из учебных планов образовательных учреждений за счет интеграции с математикой, а также включение ее в образовательную область «Технология». Для ученых-педагогов очевидно, что эксплуатация только идей алгоритмизации и программирования, а также «погружение» в область информационных технологий весьма малоперспективны.

В этот период люди начинают осознавать недостаточность обучения информатике только старшеклассников и обосновывают необходимость снижения возраста школьников с этой дисциплиной. Ведь как учебный предмет в старших классах информатика опаздывает с формированием логико-алгоритмического стиля мышления, умений эффективно использовать компьютер. Обучение же информатике начиная с младшей школы позволяет систематически использовать приобретенные детьми общеобразовательные знания и умения при изучении всех школьных предметов, активнее развивать познавательные способности ребят, формировать конструкторские и исследовательские умения активного творчества с использованием информационных технологий. Наметился переход к формированию системы непрерывного образования в области информатики.

Четвертый этап, пришедший на вторую половину 90-х годов прошлого века, связан с возвратом к фундаментальным основам школьной информатики. В официальных документах того времени отмечалась необходимость усиления внимания к общеобразовательным функциям информатики, потенциальным возможностям этого учебного курса для решения задач обучения, воспитания и развития. Поэтому произошел переход от прикладных задач формирования компьютерной грамотности к овладению школьниками фундаментальными основами информатики и формированию у них информационной культуры.

Помимо этого документы определили содержательно-методические линии общеобразовательного курса информатики: информационные процессы и представление информации, компьютер и программное обеспечение, алгоритмы и программирование, основы формализации и моделирование, информационные технологии. Эти линии должны были стать организующими стержнями содержания образовательной области информатики, ориентирами на доминирующий предмет изучения, концентрами, вокруг которых необходимо выстраивать обучение, повышая уровень сложности в пропедевтическом, базовом и профильном курсах информатики. Все это, безусловно, положительно сказалось на усилении фундаментальной значимости школьной информатики и, как следствие, на фундаментализации обучения этому учебному предмету.

Пятый этап, длившийся ориентировочно с 2000-го по 2005 год, характеризуется усилением общеобразовательной значимости школьной информатики. Были разработаны теоретические основы содержания и сформулированы цели обучения информатике в общеобразовательной школе:

формирование основ научного мировоззрения;

формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;

подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности;

овладение ИКТ как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.

Главной целью образования становится формирование целостного мировоззрения школьника, предполагающего новый способ мышления и новый вид деятельности. А поскольку именно школьная информатика и формирует такую научную картину мира, то эта задача становится приоритетной в системе задач обучения информатике в школе.

В 2004 году в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Концепцией модернизации российского образования до 2010 года» был утвержден федеральный компонент государственных стандартов общего образования, в том числе и по ИКТ, а также федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ. Эти нормативные документы определили дальнейшее развитие школьной информатики в нашей стране как общеобразовательной учебной дисциплины.

Необходимо отметить расширение содержания учебной дисциплины в соответствии с предметной областью науки информатики, например, включение аспектов социальной информатики в курс основной школы. Однако в обязательный минимум вошли еще не все необходимые дидактические единицы. Так, например, отсутствие в стандарте основного общего образования по информатике дидактических единиц, связанных с двоичной системой счисления, двоичным кодированием и кодированием данных, не позволяет выстроить изложение учебного материала в единой системе. Не случайно во многих существующих школьных учебниках такой материал содержится в качестве основного.

Шестой этап, начавшийся в 2005 году и длящийся по настоящее время, характеризуется фундаментализацией обучения школьной информатике. Теперь ее рассматривают как общеобразовательный предмет, в содержании которого присутствует значительная фундаментальная научная составляющая. Это нашло отражение, в частности, и в утвержденном стандарте по этому курсу. Учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в федеральном базисном учебном плане в

8-х и 9-х классах по одному и двум часам в неделю соответственно. Поэтому необходимо иметь такой учебник для основной школы, который позволил бы за 105 часов раскрыть фундаментальное инвариантное ядро содержания обучения информатике, не зависящее от его вариативной части, связанной с изучением конкретных постоянно совершенствующихся средств информационных технологий. Учебник должен позволить школьнику за минимальное количество учебного времени достичь требуемого уровня подготовки по информатике и ИКТ, зафиксированного в государственном стандарте.

С этой задачей существующие школьные учебники, к сожалению, до конца не справляются. Тем не менее каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Так, в одних книгах всесторонне обсуждается понятие «информация», в других - детально рассмотрены информационные процессы в системах различной природы, в третьих - удачно вводятся единицы измерения информации, в четвертых - хорошо представлено кодирование различных видов информации, в пятых - основательно описаны алгоритмические структуры. Однако, как показывает практика, учитель до сих пор не может предложить ученикам взять за основу для рассмотрения всех тем школьной информатики только один школьный учебник.

Проведенный анализ существующих школьных УМК показывает, что до сих пор отсутствует учебник, который можно было бы взять за основу рассмотрения всех тем непрерывного курса информатики средней школы. Выявленные недостатки (несоответствие материала возрастным особенностям учеников, избыточность или недостаточность информации, отсутствие единообразия и согласованности терминов в рамках одного учебника, нарушения логики изложения материала) свидетельствуют о необходимости переработки, структурирования и систематизации учебной информации, установления разумного единообразия при отборе содержания курса с целью дальнейшей фундаментализации обучения информатике в школе.

Следует отметить, что зарубежный опыт обучения школьников в предметной области информатики во многом совпадает с отечественным. Вначале (в 70-х и 80-х годах ХХ века) усилия многих стран, например США и Австралии, Великобритании и ФРГ, Швеции и Франции, Болгарии и Чехословакии, были направлены на обеспечение школ электронно-вычислительной техникой и организацию обучения школьников языкам программирования, таким как Бейсик, Паскаль и Лого. В Японии в отличие от других стран основная проблема с самого начала определялась не отсутствием, а педагогической целесообразностью использования вычислительной техники в школах. В дальнейшем началась активная деятельность по разработке методического обеспечения для обучения различным учебным предметам с использованием компьютеров.

Сейчас практически во всех западных странах школьники не обучаются информатике как общеобразовательной дисциплине, а овладевают умениями работы с компьютером при изучении других предметов. В зарубежной системе образования в отличие от российской школы все еще доминирует инструментально-технологический подход обучения информатике, направленный главным образом на формирование компьютерной грамотности школьников, а фундаментальные аспекты информатики рассматриваются в качестве второстепенных.

Таким образом, становление методических систем обучения информатике - многоэтапный процесс. Это не случайно, поскольку разработка содержания, методов и средств обучения одной из самых молодых и динамично развивающихся школьных дисциплин - весьма сложная и противоречивая дидактическая задача. На неизбежный переход от одного этапа к другому, бесспорно, оказывают влияние время, которое все расставляет на свои места, и, конечно же, огромный труд педагогов и ученых, стремящихся как можно более точно и эффективно вписать информатику в современные процессы фундаментализации образования.

Описанные основные этапы становления и развития школьного курса информатики, определяемое ими стремительное изменение содержания обучения информатике в сторону фундаментальных инвариантных основ свидетельствуют, что у этой школьной дисциплины есть все шансы для того, чтобы оказаться в числе флагманов модернизации всей системы образования.

Вадим ГРИНШКУН, заведующий кафедрой информатизации образования МГПУ

Ирина ЛЕВЧЕНКО, заместитель заведующего кафедрой информатики и прикладной математики МПГУ