За время моей работы сложилась система, в которой есть и рейды, и беседы, и расследования, но больше всего индивидуальной работы с каждым подростком и его семьей. Результаты радуют - в течение трех лет ни один ученик «моих» школ не привлекался к уголовной ответственности, что убеждает в правильности наших действий и оправдывает наличие инспектора по делам несовершеннолетних в школах.

Роль школьного инспектора в образовательном учреждении многогранна. Одним из направлений моей работы является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в здании школы и за ее пределами. Для этого проводятся специальные профилактические мероприятия, к которым привлекаются участковые уполномоченные, охранные предприятия, оперуполномоченные уголовного розыска и ветераны милиции. Также совместно с родителями и администрацией школ мы ежемесячно проводим рейды в микрорайонах по выявлению неблагополучных семей, фактов нарушения прав несовершеннолетних и административных правонарушений. В 2007 году нами было выявлено и поставлено на профилактический учет 10 неблагополучных семей, направлено в суд 6 материалов на лишение родительских прав. Уверена, что эти действия способствуют поддержанию общественного порядка в микрорайонах школ и повышают ответственность населения за соблюдение законных норм.

Большое значение в сохранении общественного порядка имеет правовая пропаганда среди учащихся и их родителей, работа по формированию законопослушного поведения и предупреждению экстремистских проявлений. Вместе с педагогами мы ежегодно проводим день правовых знаний, в ходе которого ученикам разъясняется ответственность несовершеннолетних за совершение правонарушений и преступлений. Соблюдению безопасности, в том числе личной, способствует развитие у школьников установок на безопасное поведение и здоровый образ жизни. Мне, как школьному инспектору, приходится привлекать к этой работе своих коллег из других служб: пожарной части, наркологической службы, управления по чрезвычайным ситуациям.

Эти и многие другие меры, осуществляемые в каждой школе, позволяют поддерживать внутренний уклад школьной жизни, осуществлять безопасный образовательный процесс, исключать факторы риска и возникновение нестандартных ситуаций. Вместе с тем в этом направлении еще много нерешенных проблем.

Так, вся область была потрясена убийством трех учениц одной из школ Златоуста, произошедшим в апреле этого года. Полным составом подразделения по делам несовершеннолетних в течение десяти дней мы проводили оперативно-поисковые мероприятия, в ходе которых было опрошено около 30 тысяч человек. В итоге были опрошены каждый ученик и работник школы с целью установления примет преступника, событий, предшествующих преступлению. Наша кропотливая работа сказалась на конечном результате - через 10 дней преступление было раскрыто и преступник арестован.

Хочу отметить, что школа, около которой произошла трагедия, находится на окраине города, вблизи лесного массива. Школа не охраняется сотрудниками правоохранительных органов или частных охранных предприятий, нет видеокамеры наблюдения и тревожной кнопки. Все это могло бы облегчить раскрытие преступления, а возможно, и предупредило бы его совершение. Такая техническая оснащенность образовательных учреждений сегодня остро необходима.

Кроме того, наличие школьного инспектора в каждом или в большинстве образовательных учреждений позволило бы не только предупреждать детскую преступность, но и в полной мере обеспечивать безопасность детей, порядок в школе и вокруг нее, а значит - повышать качество образовательных услуг. Сегодня в области работают 83 школьных инспектора, а в нашем городе - только один. Необходимость введения ставок школьных инспекторов оправдана уже сегодня. Это нужно для того, чтобы каждый родитель, отправляя своего ребенка в школу, был уверен, что он вернется здоровым и невредимым, потому что находится под нашей общей защитой.

Наталья ГНЕУШЕВА, школьный инспектор по делам несовершеннолетних школ №23 и №38 Златоустовского городского округа