- Людмила Владимировна, не секрет, что сегодня большинство родителей, как правило, предъявляют только претензии к школе, они не готовы вместе разделять заботы, помогать школе. Как вам удалось изменить эту ситуацию?

- Наверное, опыт директорства помогает. В десятой школе у нас был союз единомышленников. Добились, чтобы детям стало хорошо в стенах школы, и действительно они жили здесь с утра до вечера. А родители, ученики, педагоги поняли, что они реально могут влиять на образовательный процесс.

Конечно, не все было так просто. Шла большая инновационная работа по развитию соуправления в классном коллективе, проводились творческие семинары, педсоветы, одним словом, мы все учились. В результате возникла цельная воспитательная система, мы назвали ее «Теплый дом». А потом мы ощутили противоречие между демократической системой воспитания и традиционной системой обучения. Занялись инновационными процессами. Так появилась программа развития «Школа сотрудничества и сотворчества». Но я могу много рассказывать о своей школе...

- Теперь вы этот свой опыт используете на районном уровне. Кстати, директора школ ваш стиль руководства называют вдохновляющим. Говорят, что с хорошим настроением собираются на все совещания, чувствуют поддержку, локоть своих коллег.

- Спасибо, конечно, за такие отзывы. Но не думайте, что я такая белая и пушистая. Приходится быть и строгой, и требовательной. Мне один директор и заявление на стол бросал, обижался. Все было. А сегодня я могу сказать столько хорошего об этом руководителе. Работает! Вообще я приветствую диалог, люблю, когда спорят, доказывают свою правоту. Не принимаю безразличия к своей работе. Это однозначно! А каким еще должен быть стиль руководства, как не вдохновляющим?

Надо, чтобы человек понял, для чего нужно делать то или другое. Без этого нельзя. Когда человек осознанно все делает, то тогда творчество проявляется. А без этого тяп-ляп - и готово. Убеждена, развитие демократических процессов в стране не дает нам права работать авторитарно и на уровне муниципального образования. С созданием базовых школ и образовательных округов у нас появилась прекрасная возможность вовлечения всех участников образовательного процесса каждого округа в жизнь школ своей территории. Как это происходит? В нашем муниципальном образовании мы определили четыре базовые школы. Следовательно, возникли и четыре образовательных округа: один городской и три сельских. И в каждом из них создан свой совет школьного округа. В него входят педагоги, ученики 9-11-х классов, родители и другие работники учреждения, а также представители общественности. Кроме того, в совет включаются руководители школ округа и представитель учредителя. Создав на территории каждого округа органы государственно-общественного соуправления, мы решили множество задач. Во-первых, лишили базовую школу монопольного права на принятие решений, касающихся всего образовательного округа. Во-вторых, создали механизм реального участия всех заинтересованных лиц в образовательной политике всего округа.

И, наконец, самое важное заключается в том, что ресурсы базовой школы стали доступны для всех, появилась единая демократическая среда, возникла единая воспитательная система. Значительно улучшилось качество образования. Таким образом, деятельность каждой школы влилась в общее созидающее русло, исчезла разобщенность.

Первые позитивные результаты такой совместной деятельности не замедлили сказаться. Во всех округах прошли «круглые столы» «Семья и школа: путь к успеху». Совместные внеклассные мероприятия сделали жизнь округа интересной, насыщенной. У нас ведь каждая школа имеет свою «изюминку». К примеру, в Березорядской есть уникальный музей. Все его экспонаты рассказывают о трагедии 1981 года. Тогда в авиакатастрофе погибли руководители Тихоокеанского флота. И среди них наш земляк контрадмирал Джемс Константинович Чулков. Долгие годы мы не знали всей правды. И что примечательно, инициатором создания музея стали родные Чулкова, однокашники, родственники погибших. В школу присылают письма, звонят, предлагают помощь, едут в гости. Оказалось, что не только школа заинтересована в сотрудничестве, но и обществу нужна такая школа. И спасибо директору Нине Николаевне Царевой - человеку, беззаветно любящему детей и свою маленькую, но такую теплую школу.

- Людмила Владимировна, я знаю, что вы о каждом из директоров можете рассказывать долго. Мы с вами вместе были на «круглом столе», где речь шла о внедрении новой системы оплаты труда. Очень неоднозначно относятся к этому новшеству в разных регионах. А у вас - полное понимание. Что, опять помогает вдохновляющий стиль руководства?

- Не только. Очень активно проявляют себя в работе образовательные округа, особенно сельские. Мы, к примеру, на муниципальном уровне провели конференцию по новой системе оплаты труда, а уже на следующий день в округах обсуждали рекомендации, положение о распределении стимулирующих надбавок из фонда. Сколько должен из него получить учитель, руководитель? Раздали руководителям листы самооценки. Каждый сам себе ставил баллы за те или иные показатели качества работы. Где-то занижали, где-то завышали. Договорились, что не будем обижаться друг на друга. Лучше соберемся вместе и обсудим, скорректируем. У каждого есть возможность доказать свою правоту. В основном все прошло спокойно. Жалоб не было. Все мы люди. У кого-то завышена самооценка, у другого - наоборот. А учителя, я по опыту знаю, чаще всего себя недооценивают. Почему? Наверное, общество наше так к нам относится, все СМИ успехи-то не показывают, не рассказывают, как мы живем, что у нас нового, хорошего... А негатива сколько угодно «выливают». Это, конечно, отражается на психологии учителя. Почему очень важно расширять круг участников образовательного процесса, активно вовлекать в жизнь школы представителей социума, различных структур? Учителю будет комфортнее в такой среде. У нас создан районный Совет по образованию. Его возглавляет Галина Игнатьева, заместитель нашего главы района по социальным вопросам. А я в этом совете работаю замом Галины Михайловны. Высшим органом управления у нас стала районная конференция. А наш отдел образования взял на себя задачу координации деятельности советов образовательных округов. Основную задачу мы видим в оказании методической и консультативной помощи, обобщении и распространении передового опыта. Ежегодно в феврале проходят районные конференции. На одной из них мы поставили в повестку дня тему «Государственно-общественное партнерство в реализации национального проекта «Образование». Был обсужден широкий спектр вопросов. Участники конференции не только поделились своим опытом, но и выработали совместное решение. Оно позволило расширить круг участников образовательного процесса в управлении школами.

- Вы работаете и с городскими, и с сельскими школами. Не появляется ли соблазн стричь всех под одну гребенку? К примеру, как это делают в угоду новым веяниям: мол, управляющие советы нужно создавать в каждой школе.

- Да ни в коем случае. Вообще управляющие советы - явление спорное. Зачем они нужны, к примеру, в тех школах, где эффективно действуют свои модели государственно-общественного соуправления? Пусть там остаются и работают наши старые добрые школьные советы. Они прекрасно со всем справляются. Появились советы старшеклассников, советы пап. Наши школьные советы активно участвуют в распределении стимулирующей части оплаты труда педагогам. Мы стараемся сохранить то, что создавали в предшествующие годы, не перечеркивать все хорошее.

Ведь государственно-общественное соуправление - это процесс, который охватывает все сферы образовательного пространства, от урока в школе до муниципалитета. Наша практическая деятельность, наш опыт показали, что, развивая государственно-общественное управление, мы создаем качественно новые школы.

В настоящее время перед нами стоит задача широкого внедрения опыта школ в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Уже сегодня представители дошкольных образовательных учреждений принимают активное участие в работе наших районных конференций, входят в Муниципальный совет по развитию образования. И такая активность не может не радовать.

Бологое, Тверская область