Я не владею информацией о том, как решается жилищная проблема в других районах Псковской области, но, наверное, какие-то варианты педагогам предлагаются. В нашем районе строительство нового жилья закончилось приблизительно в 1985 году. Тогда были построены коттеджи двух типов: с бетонными стенами и с деревянными, обложенными кирпичом. Эти коттеджи были одноэтажными и предназначались для одной или двух семей. Спасибо тем временам, когда велось это строительство - ведь именно благодаря ему и имеется у нас пока еще какое-то жилье на селе... Строили за счет государственного бюджета в период, когда были еще в деревнях и селах колхозы и совхозы. Когда началась перестройка в начале 1990-х годов, не всем людям, которые в них проживали, удалось эти дома приватизировать. Если на село приезжали молодые специалисты или новые учителя, то возникшие на месте колхозов сельскохозяйственные акционерные общества по возможности свободные дома предоставляли педагогам.

Так, пять лет назад среди приехавших в наши края была семья из Казахстана, глава которой оказался очень ценным работником для Пореченской школы. Он стал работать мастером производственного обучения по профилю «Автодело» и по совместительству - водителем школьного автобуса. Все директора деревенских школ знают, как сложно найти в условиях села человека, согласного работать водителем школьного автобуса. Может ли администрация сельской школы помочь учителю в решении жилищной проблемы сегодня? Могла бы, если бы свободное муниципальное жилье было в наличии. Я думаю, эта проблема для педагогов на селе сейчас стала самой острой, потому что педагогические кадры стареют. Возраст сельских учителей - от 48 лет и старше. Школы могут прекратить существовать не потому, что в них не будет детей, а потому, что в них не будет учителей. Выпускники педагогических вузов по разным причинам, в том числе и в результате отсутствия жилья, не приезжают работать на село. В нашей области я не знаю таких случаев, чтобы в каком-то сельском районе было начато активное строительство жилья. Для этого нужны огромные деньги, которых в районах просто нет. Следовательно, необходима специальная программа областного или федерального уровня, которая позволила бы решать жилищные проблемы учителей хотя бы в крупных сельских поселениях. Ведь в России больше сельских школ, а не городских...

Василий МЕФЁД, директор Пореченской школы имени К.С.Заслонова, Великолукский район, Псковская область