Елизавета ПЫЛАЕВА, домохозяйка, Великий Новгород:

- Я много времени уделяю учебным делам своей дочери - она учится в третьем классе гимназии, и по причине сложности программы практически все родители ее одноклассников также каждый вечер помогают своим детям делать уроки. И я не думаю, кстати, что это плохо! Считаю, что учитель или несколько педагогов дают всем ученикам приблизительно одинаковое количество и одинаковый уровень знаний, а индивидуализировать эти знания могут и должны родители, которые лучше знают личные особенности своего ребенка. Это прекрасно, если доклад, который поручили сделать ребенку дома, или обычное домашнее задание превышают уровень его знаний - с помощью родителей он увеличивает свои знания и кругозор.

Однако бывает, что, помогая ребенку выполнять домашнее задание, родители видят, что он не понял, не усвоил на уроке тот учебный материал, который преподавал ему учитель. Я считаю, что об эффективности школьного обучения родители могут узнать в первую очередь как раз в ходе проверки или помощи в выполнении домашних заданий. Я уверена, что родители учеников начальных классов обязательно должны проверять их домашнюю работу. Ведь в обучении, как в воспитании, стоит упустить хоть раз какую-то деталь, образовавшийся пробел потянет за собой последующие проблемы. Поэтому родители должны постоянно, а не разово контролировать, усваивает их ребенок школьную программу или нет.

Оценить эффективность обучения, конечно, помогают отметки ребенка - и не только те, что в дневнике, но и те, что в тетради!

Периодически родители могут проверять знания старшеклассника, задавая ему «бытовые» вопросы, которые требуют применения на практике, например, фундаментальных законов физики или химии, либо касаются реального применения правил орфографии... Словом, у родителей существует много способов проверить эффективность учебы ребенка - главное, чтобы они не были к этому равнодушными!

Ольга ЕГОРОВА, экономист, воспитывает двух дочерей, старшая - студентка вуза, младшая учится в 10-м классе гимназии, г. Воронеж:

- Когда говорят об общественной экспертизе, я не очень понимаю, что это такое. Получается, что родители должны инспектировать труд учителей? Или работу школы в целом? Я, например, не возьму на себя такую ответственность. Потому что не считаю себя профессионалом в педагогике и обучении, у меня другая работа. И хотя есть такая пословица, что учить и лечить у нас может каждый, это все-таки ирония.

Родитель оценивает эффективность обучения ребенка по своим критериям. Мне кажется, их два. Во-первых, настроение, с каким моя дочь идет в школу и возвращается домой, а во-вторых, ее дневник. Под настроением я имею в виду желание ребенка учиться и общаться с учителями и одноклассниками, другими словами, комфортность его пребывания в школе. Чтобы обеспечить эту комфортность, я, как родитель, тоже должна приложить усилия, и я это понимаю. Я должна создать условия, чтобы ребенок в хорошем настроении уходил на занятия, и еще я могу помочь сделать так, чтобы в ее классе было светло, уютно, тепло и красиво. То есть могу материально помогать школе, в разумных пределах, конечно.

А вот следить за тем, правильно или нет преподает учитель математики алгебру, физик - физику и так далее, я не буду. Я спрошу у дочери, интересно ли было на уроке, и посмотрю ее дневник.

А насчет экспертизы, мне кажется, родитель делает ее, когда отдает ребенка в ту или иную школу. Особенно это заметно в старших классах, когда выбирают профильный класс.

Лариса ТЕЛЕГИНА, мама первоклассницы школы №47 города Омска:

- Недавно я стала не просто мамой, а родителем - обычно так называют мам и пап в образовательных учреждениях. Побывав на родительском собрании, ужаснулась - страшное дело, сколько теперь у меня обязанностей. И ответственности. Самое главное для меня сейчас, чтобы моя первоклассница полюбила школу. Или, как минимум, не расхотела учиться. Понятно, что зависит это и от меня, и от учителя. Наша учительница рассказывала о том, как нужно выполнять домашние задания. Собственно, она пока их не задает, просто, если что-то не успели сделать на уроке, лучше доделать дома. Заставлять нельзя, сказала учительница. После собрания я позвонила подружкам, у которых дети - школьники. «Надо же, - изумилась одна из них, - здорово, а у нас говорили: сделать и никаких гвоздей!» Одна из моих приятельниц рассказывала, что, когда отдавала сына в пятый класс, она могла выбрать учительницу математики - добрую или «жесткую». Отдала предпочтение строгой, и теперь, когда близится выпускной, в полном восторге - и знания у мальчика прекрасные, и «строем ходить» научился. Я бы, пожалуй, предпочла добрую. Боюсь, что знания, полученные «в строю», выветриваются быстрее, чем те, которые получать хочется.

А самое важное, наверное, отношение ребенка к педагогу. Если дочь сможет обратиться к педагогу с любой проблемой, значит, я могу смело доверять ему.