Полина АЛЕЕВА, директор омского кадрового агентства «Премьер»:

- О чем мечтают работодатели, принимая на работу выпускников вузов? О профессионализме, трудолюбии, исполнительности, творческом подходе к делу в сочетании с технологической и финансовой дисциплиной, умении работать в коллективе, готовности прийти на помощь коллегам, коммуникабельности. Если не все сразу, то хотя бы через короткий срок. Увы, по мнению работодателей, главная черта выпускников вузов - самоуверенность при полной профессиональной дезориентации. Студентам надо чаще задумываться о будущем - например, выбирать темы курсовых и дипломных работ с прицелом на будущее: как они могут быть полезны при работе. Тогда на собеседовании можно презентовать себя как практиканта. Часто молодые люди получают высшее образование только для того, чтобы иметь заветные «корочки», осознавая, что по специальности они работать не будут. В этом случае нужно готовиться к трудоустройству уже в ходе обучения, проводить для себя анализ: какие предметы нравятся, что интересует, гуманитарий вы или скорее аналитик.

Работодатели жалуются на высокие требования выпускников - в том числе денежные. Большинство претендуют на восемь-десять тысяч рублей. Возможно, теоретические знания выпускников этого заслуживают. Работодатели готовы платить выпускникам, но в два раза меньше желаемого. Ведь взять выпускника - определенный риск, у молодых людей нет осторожности, они слишком категоричны, не умеют перестраиваться, подстраиваться. Выпускники считают, что работа - это продолжение обучения, можно проспать, приболеть, сбежать в кино, и все обязаны их прощать. На самом деле перестраиваться придется не миру, а молодым, если они хотят стать специалистами.

Дмитрий САВОСИН, предприниматель, Великий Новгород:

- Люди, которые хорошо учились в школе, привыкли ответственно себя вести по отношению к учебным делам, будут ответственными и на работе. Кроме того, есть большая вероятность, что такие люди легко обучаемы. А если человек обладает свойством обучаемости, то есть открытости и способности к восприятию и перениманию всего нового, то он будет легко приобретать необходимые навыки на любой работе. Для меня, как работодателя, наиболее важны именно эти два качества моих работников - ответственность и обучаемость.

Как я могу на начальном этапе оценить уровень ответственности, обучаемости и наличие необходимых для меня знаний и навыков нового работника? Я посмотрю его школьный аттестат и, если оно имеется, портфолио - но не буду слепо доверять документам. Отличник или хорошист может оказаться безынициативным исполнителем, а на любой работе, как правило, нужны люди думающие, творчески мыслящие. Таковым, кстати, может неожиданно зарекомендовать себя заядлый троечник, который и двойки в школе хватал, - просто у парня, например, были другие интересы в жизни, и он к ряду школьных предметов относился несерьезно. Но мне стоит присмотреться к хорошим и отличным отметкам в его аттестате - по каким предметам он их получал, совпадают ли его жизненные интересы с его нынешней работой? Однако точно определить, насколько мой работник эффективно обучен тем навыкам и знаниям, которые важны при его труде, я, как работодатель, могу только двумя способами: при беседах с ним и при наблюдении за тем, как он исполняет свои обязанности в течение испытательного срока.

Николай ЖУКОВ, заместитель директора по кадрам сервисного центра по ремонту и обслуживанию автомобилей, Воронеж:

- Первым делом я смотрю трудовую книжку желающего устроиться к нам на работу. Там все: и квалификация, и стаж, и отношение к труду. Если трудовой книжки еще нет и парень только что из училища, смотрю его квалификацию. Некоторые вместе с дипломами и свидетельствами приносят папку с грамотами и поощрениями, которые получили во время учебы. Они, конечно, не дают представления о парне как о рабочем, но производят хорошее впечатление, располагают. Если человек вызывает доверие, согласовываю его кандидатуру с руководством, и назначаем ему испытательный срок. Он может продлиться от месяца до трех. В это время мы платим парню зарплату, но по минимуму, и смотрим, как он относится к работе, как в коллективе ведет себя, ну и, конечно, что умеет делать, быстро ли обучается.

В чем проявляется эффективность обучения? Думаю, в длительности испытательного срока. Чем он короче, тем, значит, лучше подготовлен ученик.