уровнем успешности прохождения обучающимися государственной (итоговой) аттестации по сравнению с предшествующими периодами и результатами в других субъектах Российской Федерации;

уровнем сбережения здоровья обучающихся (воспитанников) и педагогических работников;

субъективной удовлетворенностью участников образовательного процесса его результативностью и условиями;

соответствием образовательного процесса государственным стандартам условий его организации и ведения;

технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития обучающихся и на уровни продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией и пр.);

соответствием содержания образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг.

Если мы внимательно прочитаем казенные, но крайне емкие формулировки, то увидим, насколько велико поле деятельности.

Успешное прохождение итоговой аттестации? Результаты ЕГЭ-2008 по русскому языку и математике оказались настолько низкими, что всерьез ведется разговор об отмене обязательного экзамена по математике.

Здоровье учащихся? У нас крайне мало здоровых детей. Например, я проводила мониторинг: из ста учеников выпускных классов ни разу за год не болел только один ребенок.

Удовлетворенность? Дети везде и всегда настроены довольно оптимистично. Взрослые, то есть педагоги и родители, чаще всего недовольны. Родители хотят, чтобы педагоги владели ИКТ, интересовались новшествами, чтобы больше было молодых, мечтают о том, чтобы в каждом ребенке учитель видел личность. А педагогов сегодня просто лихорадит от бесконечных реформ. Парадоксально, но факт: несмотря на широчайшее обсуждение в СМИ, для многих введение новой системы оплаты труда оказалось неожиданностью, настоящим шоком. «Какие стандарты! - отмахнулись учителя на августовских чтениях. - Мы тут с НСОТ боремся!»

Если до последнего времени педагоги получали фиксированную заработную плату согласно количеству часов в неделю и квалификационной категории, то теперь они получают базовую зарплату плюс доплату из стимулирующего фонда. Заработная плата педагогов, имеющих одинаковую квалификационную категорию и нагрузку, теперь может резко различаться. Основное новшество современного процесса образования заключается в том, что теперь вырабатываются не только критерии оценки знаний ученика, но и фактически критерии оценки знаний учителя.

Электронная двойка - не панацея

Одно из основных современных требований к учителю - высокий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями. Почему? Компьютер сегодня оказался единственным инструментом, который осваивают 100% учащихся. Любой ребенок - отличник и двоечник, хулиган и прилежный ученик, «необучаемый» тупица и победитель многочисленных олимпиад - отлично разбирается в ИКТ. На первом плане - общение, на втором - познание, что соответствует возрасту и уровню. Однако мальчик, знающий, как взломать школьный сайт и пририсовать нелюбимому завучу виртуальные усы, необязательно отлично успевает по информатике.

Еще один парадокс нашего времени. Пресловутый электронный журнал стал частым гостем на страницах педагогических бумажных и электронных изданий. И родители уверены, что электронная отметка серьезно повлияет на качество обучения их возлюбленных чад.

Но так ли это? Несмотря на то что я уважаю ИКТ и постоянно пользуюсь компьютером и Всемирной сетью, осмелюсь высказать еретическую мысль. Будет домашнее задание, а также отметки, записанные в бумажном журнале или в электронном, положение не изменится. Ведь критерии оценки остаются прежними.

К тому же при нашем умении перегружать учителя электронный журнал превращается в утомительный вид работы, поглощающей кучу учительского времени. Вместо того чтобы регулярно заполнять журнал, классный руководитель тратит массу времени на то, чтобы перенести его содержимое на электронные страницы. А как же сетевая безопасность? Знаю немало примеров, когда, следуя указанию начальства, учителя выкладывают в открытый доступ личные сведения об учащихся.

Учитель-предметник, умеющий обращаться с ИКТ, должен пользоваться компьютером как инструментом, помогающим быстро найти нужную информацию, оперативно связаться с коллегами, сделать урок интереснее, показать ученикам, что перед ними не игрушка, а мощный и мгновенный способ увидеть весь мир. Ведь во всех программах, стандартах, методических указаниях сформулирована цель обучения - это процесс познания мира, в котором ребенку жить.

Личностный подход

Все наши программы, стандарты, критерии рассчитаны на некоего усредненного идеального ученика, который может и хочет учиться. Покажите мне выпускной класс, в котором все 25 (по санитарным нормам) учеников способны усвоить все 17-18 предметов, показать все компетентности. Боюсь, это будет не завтра и даже не послезавтра. Если уж заявлен личностно ориентированный подход к образованию, его нужно осуществлять реально. По закону право на образование имеет каждый ребенок, и нам нужно разработать такие правила, при которых ни один ребенок не пострадает, какие бы оценки он ни получал, будь то на ЕГЭ или в учебном году. Я думаю, например, что экзамены должны сдавать все. Но если большой процент ребят получил «2», то в аттестате должна быть формулировка «Прослушан курс, по итогам года зачтено» или нечто подобное. В зависимости от того, какое количество реальных оценок и какое количество «прослушано» стоит в аттестате, выпускник будет иметь возможность либо поступать в вуз, либо идти на работу туда, где достаточно аттестата с положительными оценками по ряду предметов, но не по всем. Тогда мы не потеряем девочку Машу, которую исключили из школы после 9-го класса, потому что в престижной школе иметь «3» по всем ведущим предметам нельзя. А Машу интересуют только лошади, она с раннего детства ходит в конноспортивную секцию и мечтает быть ветеринаром.

Можно разрабатывать любые критерии, любые подходы, пользоваться (или не пользоваться) любой техникой. Не меняются основные составляющие учебного процесса: учитель и ученик. Если они работают в режиме дружелюбия, взаимопомощи, взаимопонимания, то непременно будет достигнут высокий результат.

На традиционном съезде работников образования Новосибирской области в августе 2008 года большой интерес вызвал доклад директора Целинной средней школы Коченевского района, учителя русского языка и литературы Лилии Павлушиной. Все искренне порадовались за учеников этой сельской школы. Ведь педагоги готовят их к реальной жизни. Формируют у детей качества, которые обязательно пригодятся им по окончании школы.

«Мы смогли сформировать у своих учащихся базовые компетентности современного человека:

- информационную (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативную (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)».

А вот как сельские учителя оценили уровень сформированности этих компетентностей? Как они поняли, что дети стали самостоятельными, научились общаться и работать с информацией? Директор Целинной школы привела все те же традиционные способы измерения успешности школьников: «Участие наших выпускников в ЕГЭ свидетельствует о том, что они получают прочные знания в школе. Так, в 2007 году 11 из 12 (91%), а в 2008 году 8 из 12 (67%) поступили в вузы и ссузы».

Действительно, поле деятельности в области оценки качества образования огромное. Оно ждет новых инструментов измерения качества обучения каждого отдельного ребенка. А главное - эти новые инструменты должны быть приняты обществом, которое пока оценивает школу по важным, но недостаточно полным критериям - сколько учеников успешно сдали ЕГЭ, сколько поступили в вуз...

Новосибирск