Разработанная в школе №63 модель портфолио представляет собой личную карту достижений обучающихся и включает несколько обязательных структурных элементов. Это пояснительная записка об ученике и его индивидуальных особенностях, профессиональных намерениях, с использованием данных индивидуальных диагностик; средние результаты мониторинга знаний, умений, навыков по предметам; показатель степени обученности учащегося на начало и конец 9-го класса; результаты итоговой аттестации; средний балл отметок в аттестате об основном общем образовании; рекомендации учителей-предметников по итогам выполнения программ курсов по выбору. Ну и самая интересная часть - индивидуальные образовательные результаты обучающихся: грамоты и дипломы конференции НОУ, предметных олимпиад, интеллектуальных и творческих турниров, конкурсов и фестивалей.

С личной картой заинтересованные стороны начинают знакомиться с декабря, поэтому у школьников есть возможность коррекции собственной образовательной деятельности, чтобы с большей осознанностью подходить к конструированию индивидуального профильного учебного плана. Метод портфолио наиболее приближен к реальному оцениванию. Его основной смысл - показать все, на что способен ученик. Традиционные контрольно-оценочные средства, как правило, направлены на проверку репродуктивного уровня усвоения информации. Портфолио же позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Поэтому девятиклассники продолжают эту работу, и став старше. Тем более что, как выяснилось, портфолио положительно влияет на приемные комиссии омских вузов. К тому же нужно оно не только ученику, но помогает классному руководителю, предметнику, школе активизировать учебную деятельность, оценить свои достижения. Родители - даже те, что не любят ходить на собрания и заглядывать в дневники, - так или иначе увидели портфолио детей, наглядно демонстрирующие работу коллектива и каждого педагога.

Для младших школьников сбор портфолио еще не стал обязательным занятием. Зато увлекательным, как считает Наталья Сергеевна Игнатович, учитель начальных классов школы №47. Ведь любой, даже самый маленький успех крайне важен для самооценки ребенка. Малыши начинают собирать свои достижения с первых дней учебы - это помогает им лучше узнать себя, а родителям - своего ребенка.

- При переходе в пятый класс портфолио поможет учителям составить более полный портрет моих учеников, - говорит Игнатович. А родители ее выпускников считают, что такое «собрание сочинений» позволяет избежать предвзятого отношения к ребенку при переходе в старшую школу.

Метод портфолио оценили уже и в детских садах. Мама пятилетней Иришки Светлана Зотова говорит, что портфолио, которое предложили вести педагоги детского центра «Смайлик», стало самым важным делом в жизни ее ребенка.

- Первые страницы посвящены самому ребенку, его семье. Главные страницы портфолио наглядно показывают достижения ребенка: в конце каждого урока преподаватель спрашивает малыша, чего он достиг, и за сегодняшний успех вручает наклейку, которую ребенок вклеивает в свою тетрадку. В конце каждого месяца получается красочная аппликация - свидетельство достижений малыша. А в конце года - чудо-тетрадка разворачивается и превращается в большую сюжетную картинку, на которой изображена дорожка к успеху.

По общему мнению педагогов, работа над портфолио не только поощряет активность и ответственность детей, но и подвигает к самостоятельности. А ведь в конечном счете цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. И это умение ребенка - главная оценка работы педагога.

Омск