Надежда ПЕНЯЗЬ, заместитель директора по финансово-экономическому отделению средней школы «Первая университетская гимназия имени академика В.В.Сороки», Великий Новгород:

- Уже четыре года в нашей гимназии существует практика ведения портфолио всех учащихся. В гимназии учатся подростки с 8-го по 11-й класс. Материалами их портфолио являются ежегодные результаты психолого-педагогической диагностики, тесты по профессиональной направленности учеников. Кроме того, портфолио фиксирует индивидуальные достижения и победы учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, их участие в различных проектах. Портфолио может содержать творческие разработки, исследования, доклады. Таким образом за 4 года обучения накапливаются сведения, касающиеся достижений конкретного ученика в учебе и внеучебной деятельности.

Нынешним летом у наших выпускников, поступавших в Новгородский государственный университет, приемная комиссия запрашивала портфолио. От наших же выпускников мы знаем, что некоторые вузы Москвы и Санкт-Петербурга также интересуются портфолио абитуриентов - при равных баллах на вступительных экзаменах данные портфолио играют большую роль. Портфолио становится серьезной мотивацией хорошей учебы и исследовательской деятельности: например, если в прошлом учебном году доклад какого-либо ученика был отмечен на научно-практической конференции гимназического научного общества «Эврика» и это было зафиксировано в портфолио - в нынешнем году этот учащийся постарается повысить свои результаты и выступить уже на городской аналогичной конференции.

В трех отделениях гимназии - финансово-экономическом, гуманитарном и отделении общественных дисциплин и психологии - в конце года традиционно проходит защита ученических портфолио. Это своеобразное подведение итогов года, личных достижений.

Можно возразить - в силу того что в нашей гимназии подростки учатся с 8-го класса, в ней всего 359 учеников; все они на виду у учителей. Зачем в таком случае нужны ученические портфолио школьным преподавателям? И все-таки нужны! Ведь педагоги, например профильного гуманитарного отделения, видят своего ученика только с одной стороны - например, он изучает изобразительное искусство, участвует в конкурсах, выставках по дизайну или живописи. Но в то же время этот учащийся может победить на олимпиаде по математике или по русскому языку, на конкурсном состязании по знанию иностранного языка. Таким образом, портфолио позволяет объединить его достижения в разных видах учебной или внеучебной деятельности в гимназии и более широко оценить данного ученика.

Инна КОЗИНСКАЯ, учитель русского языка и литературы центра образования №100, Санкт-Петербург:

- Чтобы оценить знания, сегодня существует масса различных контрольно-измерительных материалов. Если портфолио считать дополнением к существующей системе оценки знаний, то, возможно, оно имеет право на существование. Все зависит от того, как подходить к этому вопросу. Если собирать картинку формально, без содержательного аспекта, то ничего хорошего в этом нет. Если портфолио отражает реальные результаты, достижения, то это может являться гордостью ученика, даже школы в целом, и стимулировать дальнейшую активность. Но активность во внеурочной, общественной деятельности, как то: предметные недели, внеклассные мероприятия и прочее.

Положительный момент я вижу в том, что создание портфолио помогает ребятам как бы проигрывать ситуации во взрослой жизни. Им ведь потом придется себя презентовать, представлять свои проекты, защищать свои позиции. Портфолио может способствовать повышению самооценки, внести дух здорового соревнования среди ребят.

Ирина КУРБАТОВА, директор школы №13, город Тамбов:

- В нашей школе портфолио работает с первой ступени обучения. Особенностью структуры нашего общеобразовательного учреждения предусмотрено, что в портфолио учитывается весь накопленный материал и с точки зрения качества образования по государственному стандарту именно базового учебного плана, и с точки зрения развития ребенка и его компетентности в сфере дополнительных образовательных услуг. На базе школы создан центр дополнительного образования, который функционирует в режиме школы полного дня. Мы дали ему красивое название Школьная академия, чтобы родителям была понятна суть происходящего: интеграция базисного учебного плана и учебного плана дополнительного образования. Мы пытаемся ввести понятие не учебный, а образовательный план. И портфолио ученика создается именно под образовательный план. В нем фиксируются достижения не только по учебным предметам, но и во внеучебной деятельности.

Так как наша школа с углубленным изучением отдельных предметов, соответственно есть классы гимназические, лицейские и с углубленным изучением предметов. То есть дети, переходя на вторую ступень обучения, выбирают вместе с родителями образовательную программу. А та накопительная база, которая собирается в портфолио ученика, позволяет определить дальнейшее направление развития ребенка, его склонности уже не только с точки зрения продолжения изучения отдельных предметов, но и его адаптации к дополнительным образовательным услугам и программам, в том числе и надпредметным курсам.

Для учащихся девятых классов портфолио имеет особое значение. Мы являемся базовой школой для общеобразовательных учреждений Тамбова, и на третьей ступени у нас реализуется профильное обучение. Классы третьей ступени обучаются на базе высших учебных заведений города, спецдисциплины в этих классах ведет профессорско-преподавательский состав вузов. А накопительная составляющая, которая складывается у ребенка к третьей ступени обучения, позволяет выбрать профессиональную направленность дальнейшего обучения.

Безусловно, было бы неплохо, если бы система учета накопительной оценки знаний и умений ученика действовала бы в учреждениях НПО и СПО. Пока ее учитывают лишь те вузы, с кем у нас есть договор о сотрудничестве. Это Тамбовский технический университет и Тамбовский госуниверситет имени Гавриила Романовича Державина. Для них накопительная оценка детей актуальна, потому что в портфолио учеников входят еще и тезисы, которые публикуются в научном сборнике «Грани творчества». Этот сборник составляется под пристальным вниманием трех вузов - технического университета, Державинского университета и Тамбовского государственного института повышения квалификации работников образования. Получается, что благодаря портфолио дети демонстрируют свои первые исследовательские публикации при поступлении в вузы. Но пока для ребят это ограничивается Тамбовской областью. Если бы подобная договоренность была на российском уровне, портфолио было бы еще весомее.

Галина ИВАНОВА, проректор по учебно-воспитательной работе Воронежского государственного педагогического университета:

- При существующей системе ЕГЭ учитывать портфолио абитуриента во время поступления в вуз очень сложно. Равное количество баллов при стобалльной системе бывает крайне редко. Тем не менее, если все-таки возникает ситуация, когда у двух абитуриентов получается одинаковое количество баллов, в этом случае приемная комиссия смотрит портфолио поступающего. Предпочтение отдается тому, у кого есть определенные достижения, связанные с профилем того вуза, куда он поступает. У нас, например, это победы в педагогических олимпиадах и в предметных.

В дальнейшем, когда абитуриент уже становится студентом, появляется более широкая возможность использовать его портфолио. Думаю, в других вузах та же ситуация. После того как в деканат приходят документы поступивших, преподаватели смотрят личные дела студентов и делают выводы, кто занимался больше творчеством, а кто исследовательской работой. Ведь все это отражено в портфолио. Соответственно тех, кто имеет грамоты и победы в творческих состязаниях, мы привлекаем к участию в творческих объединениях и наших многочисленных конкурсах и фестивалях. Если абитуриент активно занимался исследовательской работой, приглашаем его в научно-исследовательские и научные студенческие общества. Изучение портфолио особенно важно для кураторов, которые знакомятся с группами студентов и организуют в них работу. Можно сказать, что портфолио помогают кураторам и всему преподавательскому корпусу быстрее адаптировать студентов к вузовской жизни.