Первая часть матрицы - что измеряется: или результаты образования, или условия образования. Вести спор о том, что лучше, - демагогия. Никогда мы не сможем только с помощью результатов измерить потенциальное качество образовательного процесса. Учитель, у которого блестящий состав учеников, может уйти в следующем году из школы. И вторая часть этой матрицы - чему мы измеряем соответствие? Либо это нормативные требования, их апофеоз - стандарты, либо это ожидания участников игры. Очевидно, в образовании есть и жесткие, и мягкие институты. И по мере того как образовательная система усложняется, у нас происходит ожидаемый сдвиг этой матрицы, все большее значение люди начинают придавать изменению результатов, а не условий образования. Описать, формализовать все невозможно. Ожидания остаются открытыми, не фиксируются. Просто есть удовлетворенность качеством образования.

Что такое единый государственный экзамен? Это оценка, насколько соответствует результат образования, который формально зафиксирован, заранее сформированным стандартам, нормативным требованиям. То есть это первая форма независимой оценки качества в национальном масштабе. Очень важно понимать, что она абсолютно не исчерпывающая и что набор возможных измерений, который может понадобиться, очень широк.

Наряду с этой моделью измерения существует и другая. Она тоже применяется в жизни. Это так называемая открытая оценка или оценка достижений. Классический случай измерения достижений - число нобелевских лауреатов в университете. Никто не заявляет, что это формальная вещь, но есть некое соглашение, что нобелевский лауреат - бесспорный ученый, что он концентрирует вокруг себя других ученых и что мы можем с большой достоверностью измерять исследовательский потенциал университета числом нобелевских лауреатов. Аналогично - индекс цитирования. Такая открытая оценка распространена применительно к рейтингам высших учебных заведений. Но она достаточно активно обсуждается у нас не применительно к детям. Портфолио - это оценка достижений ребенка. Понятно, с какого рода проблемой мы сталкиваемся. При любой неформализованной оценке у нас должны быть очень сильные репутационные эффекты, видные всем. Репутация тех людей, кто измеряет ценность этих портфолио, должна быть высокой. Трагедия российской системы образования в том, что в ней практически перестали работать репутационные эффекты. И нам крайне сложно измерить портфолио ученика.

Что в перспективе? Сейчас не только в России, но и во всем мире происходит переход к новой модели образования. Это выход на глобальные стандарты, расширение диапазона измерений, когда мы опускаемся с разными измерениями к началу средней школы, когда мы начинаем измерять профессиональные компетенции, а не только академические и так далее. И это расширение состава субъектов, чьим ожиданиям или чьим требованиям должно соответствовать образование. Классический пример - включение работодателя в качестве полноправного субъекта измерителей качества образования. И государство, и клиенты образования, я семьи имею в виду в первую очередь, и профессиональное образовательное сообщество должны научиться работать в условиях многофакторного и многосубъектного измерения качества.

Для чего мы измеряем качество образования? Не для того, чтобы кого-то финансировать. Есть важнейший акт взаимного выбора. Университет ищет абитуриента, абитуриент - университет. Семья ищет школу, школа ищет хороших учеников. Это главный момент взаимного выбора, для которого строится система измерений в образовании.

Сейчас существует такая проблема: ЕГЭ демотивирует детей что-то осваивать сверх школьной программы. Это неправильно. Что этому можно противопоставить? Давайте формировать национальную систему предметных олимпиад и конкурсов. А может быть, нам официально ведущими вузами по поручению Минобрнауки РФ утвердить формат национального испытания-экзамена на инженера, врача, психолога... Пусть человек в 11-м классе подготовится и сдаст экзамен на врача, и у него будет 70 процентов шансов пройти в определенный вуз. Мы резко поднимем мотивацию к учебе у тех, кто ничем в школе не занимается, поставим им новую цель.

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор государственного университета - Высшей школы экономики