Именно такое понимание результата лежит на пересечении современных потребностей Личности, Общества, Государства. Ведь в настоящее время деятельность человека все больше и больше становится инновационной. Существенно сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, связанной с использованием традиционных технологий. И напротив, новыми нормами становятся повышенная профессиональная мобильность, жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Поэтому и новые стандарты рассматриваются прежде всего как система ориентиров, обеспечивающих развитие системы образования и переводящих задачи развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов.

Эта линия последовательно проводится во всех документах стандартов, в Требованиях:

к структуре основных общеобразовательных программ;

к результатам их освоения;

к условиям их реализации.

Образовательный процесс рассматривается на основе системно-деятельностного подхода, то есть не просто как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но прежде всего как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Эта позиция находит отражение и во всех документах, сопровождающих стандарты и обеспечивающих их функционирование:

базисном образовательном плане, в котором впервые нормативно обеспечивается внеучебная деятельность школьников;

фундаментальном ядре содержания общего образования, в котором наряду с традиционным учебным материалом присутствует деятельность по получению новых знаний;

примерных учебных программах и их важнейшем компоненте - планируемых результатах обучения, в которых впервые регламентируется собственная учебная деятельность учащихся, а основной педагогической задачей учителя выступает создание таких ситуаций, которые бы инициировали детское действие;

программах формирования универсальных учебных действий - новом для школы документе, аналога которому ранее не существовало;

программе воспитания и социализации обучающихся;

модели оценочной деятельности педагогов и внешних по отношению к школе организаций, в которой впервые предусматривается широкое использование неперсонифицированных процедур, направленных на оценку состояния системы образования, использование различных нетрадиционных методов оценивания, ограничение аттестационных процедур проверкой способности к решению ограниченного круга учебно-практических задач;

согласованных с вышеперечисленными документами системах требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса - начиная от оснащения современной информационной образовательной среды и заканчивая квалификационными требованиями к подготовке педагогов - важнейшему ресурсу системы образования.

Такой комплексный подход предопределяет и важнейший «фактор успеха» (который одновременно является и основным «фактором риска») - осознанное приятие педагогическим сообществом, всей системой образования той системы педагогических ценностей, которая заложена в новых стандартах, умение действовать в соответствии с ними.

К таким педагогическим ценностям можно отнести прежде всего:

признание самоценности каждого возраста, проживаемого школьником;

становление и упрочивание субъект-субъектных отношений, основанных на взаимном признании прав и ответственности, на взаимном уважении и доброжелательности;

неуклонное следование принципу вариативности образования;

признание в качестве руководства к действию положения о том, что между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность.

В частности, при организации учебного процесса следование этим ценностям с необходимостью предопределяет:

дифференциацию учебного процесса на основе дифференциации требований к освоению учебных программ;

индивидуализацию обучения;

нацеленность учебного процесса на каждом его этапе, каждом его отрезке на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов, организацию с этой целью целенаправленной совместной учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся;

формирование ученического сообщества;

формирование учебно-познавательной и, в частности, оценочной самостоятельности школьников.

Иными словами, в новых стандартах меняется фокусировка. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» в новых стандартах не менее важным становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».

Понятно, что реализация этого подхода требует качественного обновления всей учебно-методической и материально-технической базы. Так, современный урок без компьютера, без презентационной техники уже практически не мыслится. И во многих регионах и школах это уже стало нормальной, обычной практикой. И уже недалеко то время, когда станет архаичной практика, при которой учитель не пользуется системами управления учебным процессом или системами дистантного обучения.

В разработке Требований к условиям реализации основных образовательных программ отражен именно такой взгляд.

Однако важнейшим, краеугольным камнем всех намечаемых преобразований выступает уровень профессионального мастерства и позиционирование учителя.

Современный учитель с точки зрения новых стандартов и задаваемых им результатов образования - это не «урокодатель», а профессионал, заинтересованный в том, чтобы каждый ребенок на каждом конкретном отрезке учебного процесса добился определенного успеха: индивидуального прогресса, достижения запланированных результатов, освоения нового для себя способа действий.

Учитель-профессионал создает условия для самостоятельной выработки детьми жизненных ценностей, для приобретения детьми жизненного опыта (опыта общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции и т.д.).

Учитель-профессионал может оказать ребенку адресную помощь: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать.

Учителю, занявшему позицию профессионала, необходимо совершенствовать свое педагогическое мастерство. И в первую очередь - в отношении навыков:

проектирования учебного процесса в целом и его отдельных единиц;

организации учебной деятельности учащихся;

оценочной деятельности;

использования образовательных ИКТ-технологий.

Необходимо понимать, что задача становления и расширения профессионального педагогического сообщества - задача беспрецедентная как по своим масштабам и сложности, так и по своим социально-экономическим последствиям. И откладывать ее решение нельзя, поскольку именно от успешности решения этой задачи зависит успех преобразований и в образовании, и во всех сферах жизни нашего общества.

Александр КОНДАКОВ, руководитель проекта по разработке федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения