По мнению психолога, сделать обоснованный выбор профессии молодому человеку очень сложно по той причине, что ему для этого катастрофически не хватает жизненного опыта. И по сути, выбор осуществляется вслепую, ведь о понравившейся профессии молодой человек ничего не знает. В этой ситуации есть опасность разочароваться в своих ожиданиях.

- Андрей Геннадьевич, как избежать промаха и найти себя в мире профессий? Что такое успешный выбор профессии?

- Успешный выбор профессии - это совпадение трех компонентов: увлечение, возможность, востребованность. Человек должен ходить на работу с радостью, быть ею увлеченным, работа не должна попадать в область противопоказаний, и результаты ее должны быть нужны окружающим, а зарплата - отражать уровень востребованности человека. Каковы основные проблемы в персональном самоопределении? Первая в том, что многие молодые люди не видят в этом, извините за каламбур, проблемы. Работа представляется чем-то далеким, нереальным. Поэтому, уже начиная со средней школы, нужно подчеркивать значимость самоопределения. Человек выбирает, по сути, не просто должность, а образ жизни, круг общения, социальный статус, формирует ценностные ориентации. Второе упущение в том, что большинство современных подростков абсолютно не ориентируются в мире профессий. Сколько профессий в среднем может назвать подросток? 20-30. На самом деле их около 3 тысяч. То есть подросток, принимая решение о выборе профессии, осведомлен максимум на 1%. Более того, слышать о профессии - не значит знать ее. Знать - это ответить на вопрос: как складывается рабочий день данного специалиста? Что он делает?

Третья проблема заключается в том, что молодые люди недостаточно знают самих себя. Профессию нужно выбирать исходя из способностей. Но что такое способность? Это динамика освоения деятельности и потенциальная возможность достигнуть в ней высокого результата. По тому, что молодой человек что-то умеет делать, судить о способностях еще нельзя. Чтобы о них судить, нужно включаться в разные виды деятельности и в них себя пробовать.

- И все-таки нужно отталкиваться от способностей или упорно развивать навыки, которые не заложены?

- Здесь есть некое противоречие. Способность - ограничивающий, имитирующий фактор либо тогда, когда речь идет об очень высоком уровне профессиональных достижений, либо тогда, когда речь идет о владении очень сложным, уникальным навыком. Проведем аналогию со спортом. Чтобы быть олимпийским чемпионом в каком-то виде, нужны высокие способности. При спортивном отборе это самое важное. Но если я занимаюсь для собственного удовольствия, поддержания здоровья, способности отходят на второй план, главное, чтобы этот вид спорта мне нравился. В принципе из любого ребенка можно вырастить перворазрядника и кандидата в мастера спорта. То же самое с профессиями. Для 90% из них не нужен пиковый уровень достижений, на первое место выходит именно интерес. Хороший продавец или парикмахер - не тот, у кого есть чрезвычайные способности, а тот, кто получает удовольствие от своей работы.

- Что делать, если поступление в вуз оказалось неудачным?

- В первую очередь надо задаться вопросом, для чего сегодня люди так сильно стремятся в вуз? На современном рынке труда сложилась парадоксальная ситуация.

С одной стороны - нужны низкоквалифицированные специалисты, а с другой - люди с высоким уровнем квалификации. Середина западает, хотя объективно карьеру проще сделать именно в области среднего профобразования. Люди рвутся к высшему образованию, потому что в обществе это стало своего рода фильтром. Наше высшее образование готовит не столько к конкретной профессиональной деятельности, сколько выступает неким свидетельством интеллектуального, общекультурного уровня человека, и поэтому часто работодатели требуют сотрудников не важно какого профиля, лишь бы с дипломом вуза. Это гарант того, что у человека есть кое-что в голове.

Но что же делать, если не получилось поступить? С точки зрения психологии важно делать хоть что-нибудь. Самая опасная ситуация, которая приводит к внутреннему надлому, - это опускание рук. Неудача - это опыт, пусть болезненный, но ценный. В период «простоя» нужно работать, заниматься в кружках, посещать подготовительные курсы, думать об альтернативных образовательных траекториях.

Выбор профессии - сложный многоэтапный процесс, и происходит чаще не так, как рекомендуют психологи: сначала выбрать профессию, потом - место обучения. Сегодня старшеклассник сначала выбирает уровень образования, потом место обучения, а потом уже конкретный факультет.

Резюмируя, замечу: человек, который легко продвигается в карьерном плане, достигает выдающихся успехов тогда, когда, говоря языком химии, от любой работы остается сухой остаток. Можно отсидеть восемь часов, получить зарплату и забыть про работу, а можно добиться каких-то результатов помимо заработка, повысить свою ценность. Больше перспектив в плане карьерного роста не у того, кто верно выбрал путь, а у того, для кого любая работа является источником жизненного и профессионального опыта.