Не берусь оценивать данную ситуацию в пределах «хорошо - плохо». Исторически сформировавшееся старомосковское произношение в речи современных школьников уступает место бесцветно нормированной речи по принципу «как пишу, так и говорю». Речь детей, смею предположить, и речь современных молодых родителей делает исключение только для слов «што», «конешно», являющихся известным примером старомосковской нормы.

Исследователи истории русского языка утверждают, что принцип «как пишу, так и говорю» пришел в Москву из петербургской речевой нормы. Возможно, это и так. Однако география современного класса значительно шире Москвы и Петербурга. В московских школах учатся дети из Ростова, Сибири, Поволжья, да практически из всех федеральных округов России, и все они стремятся говорить «правильно», строго по норме. Думаю, это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, изучение всех предметов, в том числе и русского языка, негласно подчинено принципу простоты там, где он только возможен. Удобнее и говорить, и писать одинаково.

Во-вторых, как мне кажется, современные средства коммуникации, в том числе и Интернет, способствуют письменному общению больше, чем устному. Находясь в пределах одной школы, одного района, одного города, наконец, ученики предпочитают отправлять SMS, общаться в чате, писать письма, нежели предаваться устной беседе.

В-третьих, законы развития языка таковы: то, что не востребовано его носителями, народом, рано или поздно становится памятником прошлого.

Марат АЛИМОВ, учитель русского языка и литературы, заместитель директора Центра образования № 1874, учитель года Москвы-2006