Бросить все эти начинания в тот момент, когда уже стали видны результаты вложенного труда, и уйти на новую, более ответственную должность - возглавлять районный отдел образования, наверное, было непросто. Я у Сухочева об этом не спрашивала. Чувствовалось только, что о лицее он рассказывает не без гордости. Но сложилось так, что бывший руководитель районного образования ушел на повышение и стал заместителем главы района, а кандидатура молодого, энергичного и уже довольно опытного директора лицея подошла как нельзя лучше.

- Алексей Васильевич, с чего пришлось начинать работу в новой должности?

- С очень непопулярных мер - закрытия школ и оптимизации сети учебных заведений района. Приятного ничего в этом нет, и тем более жаль, потому что сам здесь начинал, был директором школы села Желанное. Но, как и везде в стране, число детей сократилось: у нас ежегодно на 300-350 учеников становилось меньше, а это одна большая сельская школа. Не замечать происходящего и оставлять все без изменений было нельзя. Поэтому в прошлом году ближайшие к Анне школы в селах Мосоловка и Желанное мы закрыли. Конечно, недовольство со стороны родителей было, но в тех сельских школах оставалось по 20-30 учеников, а на окраине Анны, в школе № 6, учились около 300 детей, что тоже немного для типового здания. Поэтому мы решили среднее звено перевести в шестую школу, а в селах оставить начальные классы.

За родителями Алексей Васильевич приехал сам, на школьном автобусе: решил показать, как и куда будут ездить их дети учиться. Все вместе не спеша доехали до аннинской школы, по дороге засекая время. А потом делегацию встретил директор шестой школы и устроил экскурсию. Родители увидели все сами: и актовый зал, и спортивный, и просторную столовую, и компьютерные классы... Одним словом, к концу экскурсии родители уже спрашивали у директора, кто и на какие деньги ремонтирует школу, чем кормят в столовой и сколько это стоит. До первого сентября время еще оставалось, взрослые обещали подумать, с тем и уехали домой. Но к началу учебного года заявления о переводе в школу № 6 подали все, даже родители малышей - будущих первоклашек.

- Теперь мы их возим, - говорит Сухочев, - и автобус у нас делает по два рейса. Всего в районе 33 школы и 8 школьных автобусов, которые заняты полностью. В ближайшее время район для нас покупает «Газель», и еще ожидаем один автобус от области. Знаете, на самом деле это жуткая картина, когда в классе сидит учитель, а напротив него один-два ученика, и больше никого, и так каждый день! Уже сами учителя подходят с пониманием к этому: нельзя платить за обучение только одного человека столько же, сколько получают те, у кого в классе 25 ребят. Качество образования будет только падать.

Сейчас такое время, что очень четко понимаешь: изменения необходимы. Но нужно становиться прежде всего на позицию ребенка. А мы, чтобы не обидеть преподавателя, бывает, идем на неоправданные шаги. Но гуманизм должен соседствовать со здравым смыслом. Да, мы никого не имеем права увольнять. Но через несколько лет можем, знаете, какую проблему получить? Представьте себе школу: и директор - гуманист, и бухгалтер - гуманист, и мы никого не сокращаем, а делим фонд оплаты труда поровну! И все у них вроде бы хорошо, но через пару лет мы рискуем получить полностью недовольный коллектив педагогов, которые будут зарабатывать меньше всех в районе!

Средняя зарплата у аннинских педагогов выросла с 4125 рублей в 2006 году до 8300 рублей в 2008-м. С бывшими школьными зданиями тоже стараются поступать, руководствуясь здравым смыслом. Например, в Мосоловке скоро откроется детский реабилитационный центр.

Самая интересная идея, которая активно развивается в районе и получает поддержку со стороны и детей, и взрослых, - это общественно-государственное самоуправление. Правда, организовано оно не совсем обычно: попечительские советы созданы не в каждой школе, а по округам. По словам Алексея Сухочева, практика показала, что нет смысла в каждой сельской школе формировать свой управляющий совет. Особенно это касается малокомплектных, на 20-30 учеников. В таких случаях управляющий совет в 10 человек - ненужная роскошь. Но даже если допустить, что в совет войдут всего пять человек или трое, своими силами они мало что смогут сделать для школы, расположенной в маленьком небогатом селе. Тогда и решили действовать по округам.

Раньше в районе было шесть образовательных округов. После того как просчитали возможности школ по организации профильных классов, округов стало четыре. Базовых школ столько же: Аннинский лицей, школа № 1 поселка Анна, Бродовская школа в селе Бродовое и Архангельская в Архангельском. В них сформированы профильные классы, куда приезжают учиться ребята из соседних сел. То есть базовая школа становится центром своего образовательного округа, а сформированный в ней управляющий совет несет ответственность за все школы округа. В совет входят главы тех поселений, чьи школы составляют этот округ.

- Это правильно, - считает Алексей Сухочев. - Так получилось, что после принятия 131-го закона главы сельских поселений как бы отошли от школ, то есть законодательно за них не отвечают. Зарплату учителям выплачивают из регионального бюджета, ремонт школьных зданий делается за муниципальные средства - и все, само село как бы в стороне. А мы не отпустили глав сельских поселений, мы их всех включили в попечительский совет. И они отлично знают, что происходит в школах. И помогают!

В 2007 году из бюджетов сельских поселений на развитие школ района поступило более восьми миллионов рублей. На что конкретно расходуются деньги, Алексей Васильевич тоже рассказал. Прежде всего на ремонт и благоустройство. Проводили реконструкцию Садовской школы: 9 миллионов рублей вложила администрация района и еще полтора миллиона - село. За счет сельского бюджета поставили ограждение и отремонтировали подъездные пути. В селе Пугачи на свои средства сделали в школьном здании теплые туалеты. Руководитель совхоза «Пугачевский» Александр Анатольевич Лепинский является председателем управляющего совета Аннинского лицея, которому тоже уделяет немало внимания.

Спрашиваю Алексея Васильевича, как удается мотивировать руководителей хозяйств и глав сельских поселений на дополнительные затраты средств и времени? Ведь нельзя заставить человека по-настоящему заботиться о школе и образовании, если он того не хочет. Можно убедить или заинтересовать, но и тогда, бывает, отнекиваются: денег нет, занят...

- Главы сельских администраций - в основном жители этих же сел и выпускники местных школ. Им самим хочется создать более благоприятные условия в своих школах, хочется, чтобы детям в них было комфортно. Например, когда мы лучших учеников отправляли на поезде в турпоездку по Белоруссии, то все главы сельских поселений откликнулись и помогли в финансировании этой акции. Есть у нас и примеры, скажем так, обоюдовыгодного сотрудничества. Бродовская школа преуспевает в ландшафтном дизайне, есть специалист. Год назад школа предложила сельской администрации свои услуги: разбить на улицах села клумбы, посадить цветы. А ведь в бюджет закладывается специальная статья - «Благоустройство», так почему не заплатить школе за такую работу? Сельской администрации эта идея понравилась. Школа в селе Хлебородное тоже решила этому последовать. Вообще, конечно, многое зависит от главы района. Василий Иванович Авдеев знает всех школьных директоров по имени-отчеству и многих учителей тоже. В год, как минимум, четыре раза встречается с педагогической общественностью района. Постоянно к Дню учителя или после августовской конференции - праздничный обед для директоров школ, а это возможность неофициального общения. День чествования выпускников района и медалистов совмещен с Днем города. В прошлом году на ремонт всех школ и подготовку к учебному году было потрачено 35 миллионов рублей, еще восемь выделили села и дополнительно получили по нацпроекту. Но это не значит, что директора у нас сидят сложа руки. Совсем нет. Ведь мотивация должна быть как для главы сельского поселения, так и для директора школы. Мне доводилось проводить ролевые игры с директорами, и одна из ситуаций была такая: как повести разговор так, чтобы за 15 минут заинтересовать предпринимателя своей идеей и не уйти без денег. И как с ним потом выстраивать отношения. Одна из директоров стала вспоминать предпринимателя, который немало делает для школы, и вдруг поняла, что ни разу они его не поблагодарили. Уметь сотрудничать - это непросто, и надо учиться этому.

г. Анна, Воронежская область