Во-первых, необходимо распределить обязанности. «Бумажной» работой занят сам директор, его заместители, в том числе по АХЧ, работники бухгалтерии и человек, ведущий делопроизводство. Каждый знает, какие конкретно виды бумаг он курирует. Второй момент - использование компьютерной техники. У всех занимающихся отчетностью есть компьютеры на рабочем месте. Очень помогает использование компьютерных программ - для бухгалтерии это, например, 1С. У завучей тоже есть разновидность 1С, охватывающая учебную деятельность, питание, библиотеку и кадры. Наша школа в минувшем учебном году попала в число экспериментальных по внедрению этой программы, мы получили ее бесплатно по заказу областного Управления образования.

Кроме того, я сам пишу для школы компьютерные программы, облегчающие и систематизирующие отчетность, связанную в основном с кадрами и учебной деятельностью. Программирование - мое хобби. Помогает мне мой сын, который работает в Санкт-Петербурге ведущим программистом в частной фирме. В результате у нас в школе есть собственные программы по питанию, по ведению кадровой документации с выходом на приказы и контракты. Наша программа по учебной деятельности даже обсуждалась на районном семинаре директоров школ и по рекомендации районного комитета образования была роздана директорам. Программа дает хорошую мониторинговую картину успеваемости по всей школе с распечаткой диаграмм.

В составлении отчетов администрации помогают и учителя. Преподаватель информатики, например, работает с Интернетом и ведет отдельную часть делопроизводства, связанную с информатикой в школе. Непосредственно на бумаге ведется только процентов пять отчетности, остальное делается на компьютерах. В школе для этой цели всегда есть свободные машины, подключенные к Интернету.

И все же я считаю, что в течение двух последних лет требования по отчетности к школам превысили все мыслимые пределы. Хотелось бы, чтобы отчетов было поменьше или, что может быть более реально, чтобы как можно быстрее был введен полный электронный документооборот.

Школьным директорам было бы проще, если бы специальные программы помогали специалистам комитета районного образования отследить нужную для них информацию. Сейчас случается, что разные специалисты комитета запрашивают одни и те же данные. Еще один досадный факт - большая часть информации, которую просят прислать, требуется настолько срочно, что ее надо было давать, как говорится, уже вчера. Директору школы приходится бросать все, чем бы он ни занимался, и собирать информацию. Зачастую ее поиски требуют много времени - поэтому в результате иногда возникают ошибки. Я думаю, в областном Управлении образования есть специалисты, которые могли бы создавать программы, связанные с отчетами. Конечно, все отчеты не получится «завести» в программу - но это можно сделать со стандартными отчетами. Я сам пытаюсь это делать в свободное время - самостоятельно пишу простые программы, стандартизирующие отчеты, чтобы помочь своим сотрудникам, которые пишут одни и те же бумажки из года в год.

Василий МЕФЁД, директор Пореченской школы имени К.С.Заслонова, Великолукский район, Псковская область