Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Зайдите на сайт http://soft.protoplex.ru/soft_group/92.html и бесплатно скачайте программу. Распакуйте архив и приступайте к работе. Но прежде чем посадить за компьютер ребенка, изучите основные функции «учительницы». Надо же знать, как пользоваться ее приемами.

Открываем программу. В большом окне появляется забавная птица, похожая на пеликана. С удивлением замечаем, что это - курсор мыши. Двигаем мышку - перемещается птичка. В лапках она держит большую голубую кисточку. Один «взмах», и учеба-игра началась. В верхней части окна - панель задач - Задания, Управление, Разное (рис.1).

Посмотрим, какие же вопросы предлагает «ученый пеликан». Первое задание - «Животные». На экране - фотографии: кошки, собаки, утки, гуси, медведи и лошади - целый виртуальный «зоопарк» (рис.2). Компьютер тихим спокойным голосом спрашивает: «Где лошадь?» Чтобы ответить на вопрос, ребенок должен навести курсор-пеликана на нужную картинку. Если ответ правильный, рисунок исчезает. В противном случае вопрос повторяется до тех пор, пока малыш не найдет лошадь в галерее картинок. И так с каждым животным. Подсказывать ребенку не надо - это дело компьютера. Нужно просто нажать на кнопку Подсказать. После того как будут названы все «братья меньшие», задание считается законченным. Малыш радуется результату, но программа молчит. Похвалите ребенка сами!

Следующее задание на проверку знания букв. Прежде чем вступить в игру с пеликаном, направьте его в нужное дидактическое русло. Разместите буквы на экране в алфавитном или в случайном порядке (рис.3). Есть здесь и задание на поиск гласных букв. А если хотите, чтобы букв на экране было меньше (не надо пугать маленького ребенка большим количеством знаков), нажмите надпись Буквы по 8 штук в случайном порядке. Пусть он нажимает на них, выполняя озвученное ранее задание. Компьютер называет букву, ученик находит и жмет. Если ответ неверный, машина доброжелательно сообщает: «Попробуй еще раз». Аналогично составлены задания с цифрами. Надо назвать указанную цифру или выбрать из группы цифр и букв только то, что нужно. Выполняя последнее задание, ребенок видит, как под исходной картиной появляется последовательность цифр.

Перечисленные вопросы - это своего рода базовая часть «пеликаньих забав». Их, конечно, недостаточно, ведь развитие малыша должно идти в разных направлениях. А для этого надо выполнять все новые и новые задания. Но где их взять? Разработчики программы учли и это, разместив на своей домашней страничке в Интернете (http://vot-project.narod.ru/) коллекцию упражнений, которая постоянно пополняется свежими примерами. Они систематизированы по темам: «Буквы, слоги, слова», «Цвета, фигуры», «Животные, птицы», «Математика», «Сказки, загадки», «Правила дорожного движения», «Музыка» и так далее.

Посмотрим, какие вопросы можно добавить в методическую папку электронной учительницы и как это можно сделать. Заходим на домашнюю страницу. Нажимаем ссылку Дополнительные задания для программы. Затем из нужного раздела скачиваем мини-программки. Открываем каждый архив и помещаем папку Задания в одноименную папку главной программы. Запустив последнюю, переходим к кнопке Задания. Нажимаем на нее и получаем то, что нам нужно. Теперь можно играть с пеликаном дальше. И учиться, конечно!

Выбираем Математика-орехи. На экране - картинки с грецкими орехами. Один, два, три, четыре. Под картинками - наглядный пример (рис.4). Ребенку все видно и понятно, ясен вопрос. Здесь же помещен наглядный ответ. Надо только подвести пеликана к нужному количеству орешков. Похожие вопросы - с ягодами и птицами. Удобно, наглядно и занимательно!

Но малыш быстро устает. Его внимание ослабло, он смотрит в сторону, хаотично нажимает на кнопки. Надоело считать и складывать буквы. Значит, нужно отдохнуть. Вспомните вместе с ним любимую сказку, не забыв при этом пополнить «пеликанью копилку» сказочным набором. Запускаем задание-загадку (рис.5). Компьютер читает стихи, посвященные одной из сказок. На экране - знакомые герои. Слушая загадку и рассматривая картинки, ребенку нужно найти ответ. Например:

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный.

Кто же это?..

Ребенок внимательно слушает и изучает картинки. Проходит минута. Он радостно кричит: «Буратино!»

Короткий урок закончен. Малыш немного устал. Но «компьютерным учителем» очень доволен и не хочет от него отходить. Вот бы еще порешать, поотгадывать, послушать! Но подождем до следующего раза. А пока поищем новые задания и подумаем, как применить их на уроке и чем еще удивить малыша.

А возможностей для этого у программы немало. Можно не только обновить задания, но и поменять параметры. Например, на главную панель - «чистую школьную доску» - поместить фотографию любимой мамы. Пусть она будет рядом с малышом, одобрит своей доброй лучистой улыбкой, поддержит, когда надо, и восхитится его успехом. И тогда он с еще большим удовольствием продолжит учебу. Ведь по большому счету учиться можно только с удовольствием! Поэтому пусть «первый отсчет» будет удачным!

Андрей АЛЕКСЕЕВ