Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Уроки-семинары

Проводим в 10-11-х классах. При подготовке ребята готовят иллюстративный материал в виде презентаций или отдельных файлов. Такие занятия интересно прошли по темам «Силы в природе», «Электрический ток в различных средах», «Производство и использование электроэнергии: проблемы и перспективы», «Оптические приборы, зрение, оптические иллюзии», «Радиация: факты и мифы». В подготовке участвуют несколько учеников, но на уроке работают все, и все получают оценки за урок. Во время выступлений ребята заполняют таблицу (Табл. 1).

На следующем уроке по темам выступлений отвечают те ученики, которые отличились на предыдущем занятии, кроме того, подводится рейтинг выступлений. Конечно, подготовка и проведение таких уроков требуют много сил и времени, зато ребята получают навыки публичного выступления, самостоятельной работы с учебными и научно-популярными материалами, готовятся к учебе в вузах, учатся искать и отбирать материалы в Интернете и работать с компьютером.

Проверка знаний

Для закрепления изученного материала и текущей проверки я раньше предлагала детям самим составить проверочную работу. Мы обсуждали заранее, какие нужно включить вопросы, какого типа, уровня сложности и в каком количестве должны быть задания. Потом я проверяла составленные работы и выдавала их ребятам на уроке. Такой прием мы использовали начиная с 7-го класса, хотя не все ученики могли качественно составить проверочную работу. Тем, кому не хватало детских заданий, я выдавала свои. Теперь эту работу делаем на компьютере, в программе Excel (Табл. 2).

Итоговый зачет

Накануне итоговой тематической проверки повторяем основные понятия, определения, законы, типы решения задач. На зачет класс приглашается в компьютерный кабинет.

Ученики, сдавшие все домашние задания и промежуточные проверочные работы на «4» или «5», выполняют компьютерные тесты и получают отметку сразу. Часть ребят пишет контрольную работу, некоторые (3-4 человека) сдают зачет в форме собеседования, чтобы хоть в последний момент как-то скорректировать их знания по теме.

Тесты составляю в разных программных оболочках, найденных в Интернете и на сайте www.klyaksa.net, а также сделанных выпускником лицея «Гармония» Ильей Варламовым (Рис. 1-3).

Подготовка

дидактического материала

в электронном виде

Для облегчения своей работы в течение учебного года весь доступный материал (видео, модели, фото и рисунки) записала на диск. Получилось похоже на библиотеку наглядных пособий, только добавила еще проверочные материалы в электронном виде и в текстовом формате:

11-й класс

Магнитное поле;

Электромагнитная индукция;

Механические колебания;

Электромагнитные;

Колебания и волны;

Переменный ток;

Световые волны;

Световые кванты;

Теория относительности;

Атомная и ядерная физика.

Сейчас готовлю такие же работы по 8-му и 10-му классу. Могу поделиться всем, что есть. С удовольствием приму помощь других учителей.

Галина КРЮЧКОВА,

учитель физики школы №1 и лицея «Гармония»

Иваново

krutschkova@mail.ru