На помощь учителю сегодня пришли информационные технологии. Применение их на уроках позволяет интенсифицировать процесс обучения, сделать его личностно-ориентированным и индивидуализированным.

Задача методической службы района - мотивировать учителей-предметников использовать ИКТ в своей деятельности. С этой целью мы обобщаем и представляем на заседаниях методических объединений опыт педагогов-новаторов, активно внедряющих в свою работу методы и технологии работы с применением ИКТ, проводим смотры-конкурсы учебных кабинетов.

Так, в 2007 году лучшим был признан кабинет математики школы №112. Его учебно-методическое и техническое оснащение позволяет учителям, работающим в нем, вовлекать детей в активный познавательный и исследовательский процесс, используя мультимедийные учебные курсы.

На уроках получения новых знаний и уроках-лекциях в старших классах хорошо работают программы «Открытая математика» фирмы «Физикон», «Функции и графики» Новосибирского института изучения проблем одаренности детей, мультимедийные приложения к учебникам математики. Для формирования умений, отработки навыков решения задач широко применяются курсы «Школьная программа в ответах и решениях, 7-11 класс», «1С:Репетитор по математике». Незаменимый помощник учителя при проведении лабораторных и практических работ по математике - программный комплекс «Живая геометрия». Этот курс работает на развитие пространственного мышления школьников, позволяет формировать их математическую и геометрическую культуру, развивает логику. При повторении изученного материала и при подготовке детей к итоговой аттестации на уроках используются различные программы-практикумы и тренажеры.

Руководить по-новому

Применение ИКТ в управлении образовательным учреждением - одно из самых перспективных, но и в то же время сложных процессов. Информационные технологии позволяют автоматизировать рутинную работу по сбору и систематизации информации, необходимой для своевременного принятия управленческих решений.

Основные задачи информатизации управления образовательным учреждением:

перевод документооборота учреждения на электронные носители;

автоматизация рабочих мест руководителей школ;

создание и использование баз данных по всем направлениям деятельности школы (оценка качества обучения, учет контингента, материальная база, бухгалтерский учет, кадровые вопросы, методические материалы и так далее);

взаимодействие школы с социумом, родителями, другими образовательными учреждениями и организациями через школьный образовательный сайт, портал.

Для решения всех поставленных задач необходим грамотный подход к техническому решению локальных компьютерных сетей школ. Пока, правда, в нашем районе этот вопрос остается вне компетенции руководителей образовательных учреждений. Поэтому методическая служба выступила организатором работы по обучению специалистов, делегированных школами. В рамках сотрудничества филиала Городского центра развития образования и компании D-Link в районе были проведены обучающие семинары по вопросам формирования локальных сетей школы, для директоров были организованы консультации по планированию технических решений компьютерной сети в каждой отдельной школе.

На сегодняшний день в нашем районе документооборот переведен на электронные носители. Передача и прием информации по e-mail стал доступен во всех школах и ряде дошкольных образовательных учреждений, а также в учреждениях дополнительного образования.

Вопросы квалификации

Сайт образовательного учреждения - мощный инструмент, позволяющий учреждению взаимодействовать с социумом. В условиях перехода к общественно-государственным формам управления он позволяет своевременно информировать всех заинтересованных лиц о результатах работы школы. А в условиях конкуренции позволяет поддерживать имидж учреждения, распространять рекламную информацию о его деятельности. Создавая условия, позволяющие всем школам района иметь собственные интернет-представительства, мы организовали курсы для ответственных в учреждении за ведение сайтов. Еженедельно в филиале ГЦРО ведутся индивидуальные консультации по техническим вопросам поддержания сайта в рабочем состоянии. Сегодня все образовательные учреждения имеют возможность публикации сайтов на сервере ОблЦИТ, но и ранее для всех школ была предоставлена такая возможность на сайте сети Академгородка.

Большая часть процесса информатизации образования лежит на плечах учителя информатики. Поэтому требования к уровню компетенции наших информатиков непомерно высоки. Но как бы парадоксально это ни звучало, повышение квалификации учителя в нашем городе стало его личным делом. Преподаватель, имеющий желание повысить свой профессиональный уровень, вынужден делать это в режиме самообразования. Все структуры, призванные решать задачи обучения учителей, сегодня ориентированы на подготовку учителей-предметников и не занимаются переподготовкой учителей информатики.

Эта проблема вынуждает методическую службу района вести регулярную работу по организации работы с этой категорией педагогов и повышению их квалификации.

Стала традицией ежегодная организация курсов повышения квалификации на базе школ района с привлечением специалистов Новосибирского госуниверситета, Института систем информатики Сибирского отделения Академии наук РФ, ОблЦИТ и силами методической службы района. Каникулярные школы для учителей информатики посвящаются современным вопросам методики преподавания предмета, переходу на профильное обучение, итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Методическое объединение учителей информатики района работает в тесном сотрудничестве с Томским университетом систем управления в рамках проекта «Школьный университет». Специалисты этого университета неоднократно проводили семинары в районе по вопросам профильности образования.

Об эффективности сложившейся системы работы можно судить по таким показателям, как участие в олимпиадах по информатике учеников района. За последние три года в районе подготовлены победитель международной олимпиады Саша Юрьев, победители и призеры российских олимпиад Степан Гатилов, Евгений Курбацкий, Илья Калугин. Сохранены традиции школьной информатики, заложенные еще академиком Андреем Ершовым. Олимпиада по информатике остается одной из самых востребованных в районе. Количество желающих участвовать в ней постоянно растет и ограничивается только техническими возможностями школ района. Продолжает работу летняя школа юных программистов, где ученики из Новосибирска и близлежащих регионов повышают свое мастерство в написании программ.

Совместная деятельность

В Советском районе Новосибирска повышение квалификации учителей-предметников осуществляется в рамках реализации проекта «Районный центр информационных технологий», разработанного в 2003 году. Созданы площадки по обучению преподавателей применению ИКТ в учебном процессе на основе знакомства с новыми педагогическими технологиями, интегрированными с информационными. Обучение велось на базе гимназий №№3, 5, 6, лицея №130, школ №61, 121, 162.

Например, в гимназии №3 были организованы занятия 16 групп для начинающих пользователей и 14 групп для «продолжающих». По программе «Intel - обучение для будущего» курсы были организованы на 7 площадках для удобства слушателей.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, так и исходным функциональным состоянием и приспособительной активностью учеников, характером эмоционального фона.

Особенно следует отметить, что само поступление в школу, переход к предметному обучению вызывают дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и могут привести не только к истощению психоэмоциональных ресурсов, развитию или обострению хронических заболеваний, но к и формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.

Тем не менее проблемы коррекции нарушений внимания, поведенческих нарушений, снятия избыточного напряжения у ребенка, обучения его методам противодействия стрессу, в том числе информационному, по-прежнему не решены. Одним из путей решения этой проблемы сегодня, когда в большинстве школ существует достаточная материально-техническая база, компьютерные классы, является включение в образовательный процесс современной технологии компьютерного биоуправления, разработанной в ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. Эксперименты по ее внедрению в учебный процесс в Советском районе ведутся вот уже около десяти лет. В проекте участвуют гимназия №5, школы №№162, 163. Опыт этих учреждений представляется на семинарах, проводимых филиалом ГЦРО.

Так, в 2007 году на семинаре в школе №163 был представлен опыт по созданию классов повышенной комфортности с целью успешного обучения и лечения детей, страдающих синдромом дефицита внимания.

Проектная деятельность

Стремительно развивающийся Интернет и многочисленные научные открытия, призванные улучшать жизнь и объединять людей, все глубже проникают в различные области и создают технологический разрыв между теми, у кого есть доступ к информационным технологиям, и теми, у кого его нет. Современные ИКТ позволяют создать среду обучения, которая разрушает барьеры и сближает людей.

В Советском районе уже ряд лет работают международные проекты, один из которых - «Учимся с Intel» на базе гимназии №6 «Горностай». Он направлен на знакомство учеников младших классов с применением ИКТ в различных профессиональных областях деятельности человека. За два года в рамках проекта прошли обучение более 60 детей.

В октябре 2006 года в Советском районе открыт новый интернет-класс «Импульс» в рамках программы по развитию образования «SEED» организованной компанией «Шлюмберже». Гимназия №5 стала 12-й школой России, которая получила бесплатный доступ в Интернет от этой фирмы. «SEED» - добровольная некоммерческая корпоративная программа по развитию образования, основанная в 1998 году. Ее основные компоненты:

программа грантов по предоставлению доступа к сети «Интернет»;

онлайновый научный центр;

совместные проекты.

В том же году представители гимназии уже в качестве полноправных членов команды «Шлюмберже» смогли принять участие в семинаре по проблемам сохранности нашей среды обитания, который проходил в Тюмени. Здесь ребята общались со школьниками из других городов России, а учителя договаривались о новых проектах. В частности, ученики запланировали осуществить проект совместно с «коллегами» из Нефтеюганска. Его цель - изучение последствий воздействия изменения климата на толщину и структуру снежного покрова. География весьма обширная: Тюмень - Новосибирск - Нижневартовск - Стрижевой - Нефтеюганск - Сургут - Ноябрьск - Новый Уренгой - Пуровск (Тарко-Сале) - Москва - Усинск - Южно-Сахалинск - Владивосток - Тюмень. Проект стартовал в ноябре 2007 года.

Одиннадцать новосибирских школьников (ученики 9-х и 10-х классов гимназии №5) и два преподавателя в течение двух дней в теории и на практике постигали методику изучения снега. Исследования продлятся несколько зим, школьники по всей России будут трудиться под руководством своих педагогов и отправлять ежемесячные отчеты в тюменский институт, а в мае соберутся на научно-практическую конференцию, делиться опытом и впечатлениями.

Как можно убедиться, с помощью ИКТ жить, работать и отдыхать стало, безусловно, веселее. Однако основная проблема - изменить сознание людей, помочь каждому педагогу уяснить, насколько важны новые технологии. Представители «поколения.ру» это поняли уже давно. Для них компьютеры и Интернет были всегда. Нам, взрослым, нельзя от них отставать.