Удача выпала шесть лет назад случайно, в виде газеты, в которую были завернуты продукты. Из нее 35-летняя Алла узнала о конкурсе сочинений «Надежда - мой компас земной, а удача - награда за смелость», который объявила среди лиц с ограниченными возможностями здоровья Нижегородская общественная организация «Инватур». А наградой в конкурсе было бесплатное обучение победителя в Современной гуманитарной академии (www.muh.ru).

Написав сочинение буквально на авось, Дементьева и думать про это забыла. И вдруг в конце августа из вуза сообщили, что она выиграла конкурс, и предложили выбрать факультет для учебы. Алла еще колебалась - юридический или психологический, но так как давно интересовалась психологией, остановилась на последнем.

- Первое условие, которое мне поставили в вузе - чтобы дома обязательно должен быть компьютер или видеомагнитофон для полного освоения учебного материала, - рассказывает она. - Ни того, ни другого у меня в то время не было, поэтому паника была страшная. Но, как говорится, не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья помогли мне с бэушным компьютером, и вопрос отпал сам собой.

Начать и закончить

Пример Аллы Дементьевой не единственный. Шесть лет назад здесь начался эксперимент, который, с одной стороны, можно считать уже закончившимся, а с другой - все еще проходящим в режиме он-лайн.

Дело в том, что первый же творческий конкурс среди инвалидов, где приз - бесплатное и льготное обучение в вузе, стал последним, так как благотворительный фонд, финансировавший этот проект, в том числе и оплату учебы победителей, распался. С другой стороны, в Нижегородском филиале СГА и по сей день инвалиды-спинальники продолжают получать высшее образование, правда, за свой счет. Четверо из них, приняв шесть лет назад участие в эксперименте, в прошлом году стали его первым выпуском. Помимо нашей героини, также на отлично защитили свои дипломные работы по юриспруденции Сергей Степанов и Денис Шкуренко. Кстати, всем троим предложили продолжить учебу в аспирантуре.

Сегодня в Нижегородском филиале СГА на разных курсах и факультетах учатся 16 человек с ограниченными возможностями здоровья. Обучаются они только по заочной форме, потому что даже при дистанционном обучении, которым славится академия, очники занимаются в аудиториях и компьютерных классах самого вуза. Каждый работает по индивидуальным программам - то есть все студенты, в том числе и заочники, остаются большей частью один на один с компьютером, выполняя задания по учебному плану.

Свобода, равенство, братство!

Как говорят сами студенты, учиться здесь несколько непривычно, так как методика преподавания довольно специфична. Но практически все отмечают главное удобство - индивидуальный подход к каждому человеку. Преподаватели же уверяют, что инвалиды к учебе относятся серьезнее, чем их здоровые ровесники, и при сдаче экзаменов и защите дипломных работ проявляют более глубокие знания предмета. Впрочем, ни для тех, ни для других никаких поблажек - все учатся по одним и тем же учебным планам и программам, сдают одинаковые тесты, отрабатывают те же самые занятия и семинары.

- Мы привыкли к тому, что учитель-преподаватель является единственным источником знаний, он же их передает, а потом проверяет и оценивает, - рассказывает Алла Дементьева. - Здесь же педагог перестает быть монополистом в выполнении этих функций, поэтому при дистанционном обучении появляется больше возможностей в получении знаний. Например, когда я стала учиться в СГА, в мое распоряжение поступили методички-учебники, видео- и аудиолекции, где кратко, но очень четко и доступно изложен основной необходимый материал. А в дополнение дается полный список литературы для подробного знакомства с темой. Это очень большой плюс для инвалидов, которые не могут передвигаться совсем или испытывают в этом большие трудности. Кроме того, в СГА очень большая электронная библиотека, которая дает возможность войти в базу и найти ту необходимую литературу, которая поможет в обучении. Мне еще нравилось то, что оценка знаний у нас проходит на основе тестирования. Компьютерные тесты организованы на высоком профессиональном и в то же время доступном уровне. Студент сам после проверки видит, какие у него пробелы, чего не доучил, поэтому какие-либо претензии он может предъявить только самому себе. Единственная трудность в выполнении тестов - жесткий регламент времени, тем более когда это в электронном виде. Нередко начинаешь размышлять, думать над ответом, а время-то идет, появляется нервозность. И подсказать, по сути, некому, потому что напротив не живой человек, а машина.

Минусом дистанционного обучения Дементьева и другие студенты считают недостаток живого общения с преподавателем. Правда, это палка о двух концах. Если педагог не в очень хорошем настроении приходит на зачет или экзамен, то в этом случае с ним лучше бы и не общаться. Поэтому, как и всякое другое, дистанционное обучение - это все же баланс: что-то хорошо, а что-то не очень.

Невыгодная благотворительность

В Нижегородском филиале СГА восемь представительств, где проходят занятия по заочной дистантной форме, однако инвалиды учатся только в Борском районе и в самом Нижнем Новгороде. Давать для этой категории абитуриентов широкую рекламу о предоставляемых вузом возможностях - значит работать самому себе в убыток. Да, высшее образование здесь платное как для здоровых, так и для инвалидов, но затраты на обучение последних гораздо больше. А платят все одинаково. Это только теоретически пакет учебных пособий поставляется на все компьютеры раз в семестр. Но техника есть техника - сбои происходят постоянно, и тогда инженерам приходится по нескольку раз выезжать на дом к студентам, ограниченным в движении.

Существовал бы благотворительный фонд, нашлись бы спонсоры, или же была бы поддержка от государства - глядишь, и инвалидов в вуз принимали бы не по два-три человека ежегодно. Шестилетний опыт работы доказал возможность создания условий для дистанционного обучения людей с поражением опорно-двигательного аппарата. И сложностей в обучении глухих и слабослышащих по такому же принципу, по словам директора НФ СГА Сергея Жидко, тоже нет.

Была также задумка и слепых принимать на учебу, но пока это в планах и осталось, потому что главная проблема связана с разработкой учебников - они должны быть написаны специальным точечным шрифтом Брайля. Впрочем, есть уверенность, что рано или поздно и такое станет реальностью, потому что коллектив Современной гуманитарной академии весьма активно работает по внедрению в учебный процесс самых разных новинок. Например, заключен договор с Центральной Российской библиотекой имени Ленина на совместное использование учебной литературы. Представляете, какой ресурс в руках будет иметь студент СГА, даже если он и не в состоянии свободно передвигаться!

На своей территории

- По Закону об образовании даже при дистанционной форме обучения итоговая форма аттестации проходит в головном вузе, - констатирует директор НФ СГА Сергей Жидко. - А это значит, что наши студенты защищать свои дипломные работы едут в Москву. Но двое ребят-спинальников прошли защиту здесь, у нас для них было сделано исключение. Технологии и техника позволяют нам проводить такую сдачу экзаменов с помощью теле-конференц-связи в двух студиях - в Москве и в Нижнем Новгороде. Так как семинарские занятия по видеосвязи стоят в расписании уже третий семестр, все отработано, и никаких технических сбоев не было. На защиту дипломов у ребят ушло по 30 минут - это положенный норматив для всех. Комиссия им поставила «отлично» и рекомендовала продолжить обучение в аспирантуре.

В этом учебном году на первом курсе Нижегородского филиала СГА учились еще два инвалида-колясочника. Надя Моисеева окончила школу с золотой медалью, награждена дипломом районного управления образования за научно-исследовательскую работу и поступила на факультет информатики. Инвалид детства Александр Томаров - тоже выпускник 2007 года, выбрал юриспруденцию.

Удачи вам, ребята!

Нижний Новгород